Астрофизики обнаружили «несостоявшуюся» звезду, которая... горячее Солнца
Большой взрыв

Астрофизики обнаружили «несостоявшуюся» звезду, которая... горячее Солнца

16 августа 2023 года, 09:30

Что отличает звезды от планет? Принципиально лишь одно — термоядерный синтез, происходящий в их недрах, иными словами, «горение». Но есть космические тела, которые «зависли» где-то на полпути: они еще не звезды, но уже и не планеты. Такие тела называют коричневыми карликами, и ученые, похоже, только что нашли самый горячий из них.

Карлик под названием WD 0032-317 известен астрономам с начала 2000-х годов, но только сейчас его «рассмотрели» в подробностях. Результаты соответствующего исследования были опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Тело, которое так и не стало звездой, находится примерно в 1 400 световых годах от Земли и массивнее Юпитера примерно в 80 раз. Во время формирования ему не удалось быстро накопить достаточно вещества, чтобы запустить процессы ядерного синтеза внутри себя и стать настоящей звездой. Но, несмотря на это, он является очень горячим.

У большинства коричневых карликов температура поверхности составляет всего несколько сотен градусов, хотя иногда может достигать 2 500°C. Это остаточное тепло, поэтому оно быстро иссякает. Однако WD 0032-317B, по уточненным данным, имеет температуру поверхности более 7 000°C, что делает его самым горячим коричневым карликом среди всех когда-либо наблюдавшихся. Для сравнения: температура поверхности Солнца составляет 5 500°C.

Причем сверхвысокая температура не является результатом какого-то необычного внутреннего процесса. Всему виной — близость еще одного небесного тела. Дело в том, что WD 0032-317B вращается вокруг белого карлика — остатка звезды (когда-то напоминавшей Солнце), которая попросту исчерпала «горючее» для атомного синтеза, но в то же время температура ее поверхности составляет внушительные 37 000°C.

Поскольку WD 0032-317B находится близко к этому белому карлику — даже ближе, чем Меркурий к Солнцу — «неудавшаяся» звезда поглощает значительную часть остаточного излучения. Из-за этого, к слову, ученые ранее полагали, что система WD 0032-317B состоит из двух белых карликов: одного полностью остывшего, а второго — не до конца.

«Будущие спектроскопические наблюдения этой системы, подобной горячему Юпитеру, с высоким разрешением, в идеале — сделанные с помощью телескопа "Уэбб", могут показать, как жаркие, с сильным облучением условия влияют на структуру атмосферы, что может помочь нам понять экзопланеты в других частях Вселенной», — отметила Наама Халлакун, астрофизик из Научного института Вейцмана и ведущий автор исследования.

Иными словами, ученые ожидают, что смогут обнаруживать такие странные планеты гораздо чаще, а наличие подробных сведений позволит им лучше интерпретировать будущие наблюдения.