NASA и Boeing занижали опасность неполадок на космическом корабле Starliner
Представитель Консультативной группы по аэрокосмической безопасности NASA (ASAP) заявил, что агентству следовало официально объявить о серьезном инциденте сразу после возникновения проблем с космическим кораблем Starliner от Boeing в июне 2024 года. Отсутствие четкой процедуры привело к неопределенности и стрессу не только для астронавтов на орбите, но и для сотрудников на Земле.
В ходе своего первого пилотируемого полета в июне 2024 года пилотируемый космический корабль Starliner компании Boeing доставил астронавтов NASA Барри Уилмора и Суниту Уилльямс на Международную космическую станцию (МКС). Во время 27-часового полета корабль столкнулся с проблемами в работе маневровых двигателей и серией утечек гелия. На этапе сближения со станцией Уилмор временно потерял возможность управлять движением корабля. Инженеры на Земле установили, что часть двигателей перегрелась, но впоследствии их работоспособность восстановили, что позволило выполнить стыковку.
Как отметил член совета Консультативной группы NASA по аэрокосмической безопасности (ASAP) Чарлз Прекурт, чьи слова приводит издание Ars Technica, первоначально у специалистов были опасения, что без восстановления контроля над двигателями стыковка или сход с орбиты могли быть невозможны. Это потенциально угрожало потерей корабля и экипажа. В итоге NASA приняло решение оставить экипаж на МКС на время проведения наземных испытаний и рассмотрения вариантов возвращения. В течение всего лета руководители агентства и компании Boeing неоднократно заявляли, что космический корабль безопасен и сможет доставить Уилмора и Уилльямс домой.
Изначально астронавты планировали вернуться на Землю с помощью Starliner через 1–2 недели, но в итоге оставались на орбите около девяти месяцев. В марте 2025 года они вернулись уже на другом корабле — Crew Dragon от SpaceX.
По словам Прекурта, представители Boeing и программы коммерческих экипажей NASA еще в июне 2024-го дали понять, что хотят сделать все возможное, чтобы все же вернуть астронавтов на корабле Starliner. Однако другие подразделения агентства в процессе принятия решения не были согласны с этим, отмечает представитель ASAP. По мнению Прекурта и других членов комиссии, было бы лучше, если бы NASA сразу сделало официальное заявление о «несчастном случае» во время полета, поскольку это повысило бы ответственность за расследование причин инцидента и позволило бы взяться за дело управлению безопасности агентства. Из-за отсутствия соответствующих решений длительный период времени «ответственность за риски и полномочия по принятию решений были неясны», добавил член совета консультативной группы.
Согласно процедурам NASA, происшествие должно быть объявлено в случае травмы, уничтожения имущества или срыва полета. Формальное объявление инициирует внутренний процесс расследования в рамках офиса безопасности NASA и служит способом документирования извлеченных уроков для будущих программ. Как отметила председатель совета безопасности, отставной генерал-лейтенант ВВС США Сьюзен Хелмс, такое объявление также обеспечивает расследование, независимое от команд, вовлеченных в сам инцидент.
После месяцев испытаний и анализа официальные лица NASA в августе 2024 года все еще не были уверены, повторятся ли проблемы с двигателями при возвращении. Было принято решение вернуть корабль на Землю без экипажа, и он совершил успешную посадку в Нью-Мексико в сентябре 2024 года.
Комиссия по безопасности полетов рекомендовала NASA пересмотреть свои критерии и процессы, чтобы обеспечить «однозначность» формулировок, требующих от агентства объявлять о несчастном случае во время полета, который может повлиять на безопасность экипажа или космического корабля.
Ранее стало известно, что следующий полет Starliner пройдет без экипажа — корабль доставит на МКС «необходимый груз». Запуск запланирован не ранее апреля 2026 года.
Фото SpaceX