Китайский спутник едва не столкнулся с аппаратом Starlink на орбите
На орбите

Китайский спутник едва не столкнулся с аппаратом Starlink на орбите

15 декабря 2025 года, 14:54

Спутник интернет-созвездия Starlink компании SpaceX был вынужден совершить экстренный маневр уклонения, чтобы избежать столкновения с китайским спутником. Неожиданным «гостем» оказался один из девяти космических аппаратов, выведенных на орбиту на прошлой неделе. 

«Насколько нам известно, не проводилось никакой координации с существующими спутниками, работающими в космосе, что привело к сближению на 200 метров между одним из развернутых спутников и STARLINK-6079 (56120) на высоте 560 км. Большая часть рисков, связанных с работой в космосе, связана с отсутствием координации между операторами спутниковой связи – это необходимо изменить», — заявил 12 декабря вице-президент Starlink в SpaceX Майкл Николлс в соцсети X.

Что такое Starlink и как работает спутниковый интернет от Илона Маска

В ответ китайская компания CAS Space, отвечавшая за запуск спутников, опубликовала свой комментарий, заявив, что выполняет все обязательные процедуры как поставщик пусковых услуг. Там отметили, что для всех запусков выбирается временное окно с помощью наземной системы контроля космического пространства, чтобы избежать столкновений с другими спутниками или обломками космического мусора на орбите. «В настоящее время наша команда находится на связи для получения более подробной информации. <…> Мы будем работать над определением точных деталей и оказывать помощь», — говорится в заявлении.

В отдельном посте компания добавила важный нюанс: если инцидент действительно подтвердится, то он произошел почти через 48 часов после отделения спутников, когда полномочия пускового поставщика уже давно были выполнены. «CAS Space будет координировать свои действия со спутниковыми операторами», — следует из сообщения.

Ракета-носитель «Лицзянь-1» (Kinetica-1) стартовала 10 декабря из экспериментальной зоны коммерческих космических инноваций Дунфэн космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая. На борту находились девять спутников — китайские «Цзилинь-1 Гаофэнь 07B01», «Цзилинь-1 Гаофэнь 07C01», «Цзилинь-1 Гаофэнь 07D01», «Дунпо-15», «Юсин-2-09», «Исянь-А», а также Alianqiu 813 от ОАЭ, SPNEX от Египта и Slipper2Sat от Непала.

Координация между операторами спутников, о которой говорил Николлс, становится все более актуальной по мере роста числа космических аппаратов на орбите. Например, в 2020 году в околоземном пространстве насчитывалось менее 3400 функционирующих спутников. Всего пять лет спустя это число возросло примерно до 13 тыс. и оно растет с каждым днем. Большинство принадлежат SpaceX и относятся к группировке связи Starlink — в настоящее время их насчитывается около 9,3 тыс., более 3 тыс. из которых были запущены только в этом году.

Спутники Starlink оснащены системой автономного избегания столкновений, которая позволяет им маневрировать, опираясь на прогнозы сближений на основе доступных данных слежения. Эта система работает постоянно: только за первые шесть месяцев 2025 года аппараты Starlink выполнили около 145 тыс. маневров уклонения, что в среднем составляет примерно четыре маневра на каждый спутник в месяц. Однако, как отметил Николс, даже такая система может оказаться беспомощной, если оператор другого спутника не делится данными о его траектории.

Главная опасность таких инцидентов кроется в потенциальной цепной реакции. Даже одно столкновение двух спутников или спутника с одним из миллионов обломков космического мусора может породить огромное облако новых осколков. Они, в свою очередь, могут повредить другие аппараты, создавая все больше мусора. Этот катастрофический сценарий, известный как синдром Кесслера, в будущем теоретически способен сделать орбиту непригодной для использования на долгие годы.

Ранее исследователи из Великобритании предложили новый метод для борьбы с космическим мусором. По их мнению, способствовать этому сможет переход космической отрасли на принципы цикличной экономики.

Фото CCTV