NASA изучает, как двигатели поднимают пыль при посадке на Луну
Проекты

NASA изучает, как двигатели поднимают пыль при посадке на Луну

11 декабря 2025 года, 11:58

Специалисты Исследовательского центра NASA имени Лэнгли запустили масштабную серию экспериментов в огромной вакуумной камере. Инженеры изучают физику взаимодействия реактивной струи космического корабля с поверхностью Луны. Полученные данные необходимы для обеспечения безопасности астронавтов и сохранности оборудования в будущих миссиях программы «Артемида». Также эта информация пригодится коммерческим партнерам агентства при разработке систем для доставки людей на спутник Земли.

Главная проблема при посадке заключается в поведении лунного грунта. Когда корабль снижается, мощные струи из двигателей поднимают с поверхности пыль, почву и камни. Эшли Корзун, руководитель испытаний в NASA, объясняет риски достаточно просто. При посадке двигатели сдувают огромные объемы реголита. Часть этой породы летит обратно в посадочный модуль, а остальное разлетается в стороны. Обломки могут повредить конструкцию корабля, научные приборы, полезную нагрузку и стоящие неподалеку луноходы. Понимание физики этого процесса критически важно для успеха экспедиции.

Реголит, как живая и мертвая вода — польза и вред от лунной пыли

Испытания проходят внутри сферической вакуумной камеры диаметром около 18 метров. Это самый сложный тест такого рода в истории подобных исследований. Внутри сферы инженеры установили специальный контейнер с имитатором лунного грунта Black Point-1. Частицы этого материала обладают острыми краями и высокой липкостью, поэтому ведут себя почти так же, как настоящая лунная пыль. Двигатели будут запускать над этим контейнером на разной высоте, чтобы проверить разные сценарии посадки и взлета.

Программа испытаний продлится до весны 2026 года и разделена на два этапа. Сначала команда протестирует газовое сопло на сжатом этане. Оно создает тягу около 45 килограммов — примерно столько нужно, чтобы поднять одного человека. Этан нагревается, но не горит, что удобно для начальных тестов. На втором этапе специалисты задействуют гибридный ракетный двигатель, напечатанный на 3D-принтере. Он работает на твердом топливе и газообразном кислороде. Эта система создает струю горячих выхлопных газов и имитирует работу реального двигателя в уменьшенном масштабе.

1 / 2
NASA/Wesley ChambersСопло для распыления этана, используемое исследователями на первом этапе испытаний.

Каждое тестовое включение двигателя длится всего около шести секунд. За это короткое время множество датчиков успевает собрать подробную информацию. Специальные камеры фиксируют, как формируется кратер под двигателем, с какой скоростью и под каким углом разлетаются частицы грунта, а также какую форму принимает шлейф выхлопных газов. Похожую систему камер NASA уже использовало в марте, чтобы снять работу двигателей модуля Blue Ghost компании Firefly Aerospace.

Полученные результаты помогут инженерам улучшить компьютерные модели и внести изменения в конструкцию космической техники. При этом установка в лаборатории сделана модульной. В будущем имитатор лунного грунта можно заменить на песок, похожий на марсианский, а давление в вакуумной камере настроить под атмосферу Красной планеты. Дэниел Стаббс, инженер Центра космических полетов имени Маршалла, называет эти тесты фундаментом для проектирования безопасных систем посадки не только на Луну, но и на Марс.

На обложке визуализация Pro Космос