8 ноября 1968 стартовал аппарат «Пионер-9» — он обеспечивал безопасность полетов «Аполлонов»
Задолго до того, как термин «космическая погода» вошел в обиход, NASA запустило аппарат, который должен был ее изучать. Американский «Пионер-9», стартовавший ровно 57 лет назад, был не просто научным зондом, а настоящей системой предупреждения опасных солнечных явлений для астронавтов «Аполлонов».
Четвертый в серии, «Пионер-9», был запущен 8 ноября 1968 года и вышел на гелиоцентрическую орбиту со средним радиусом, лишь немного превышающим Земной. Как и его предшественники, он представлял собой цилиндр высотой 89 см и диаметром 94 см, массой около 65 кг.
Оснащенный восемью приборами, зонд совершал оборот вокруг Солнца каждые 298 дней, регистрируя и передавая данные о магнитных полях, солнечном ветре, плазме, космических лучах и космической пыли в межпланетном пространстве.
Главной практической задачей «Пионера-9» и его «собратьев» была поддержка программы «Аполлон» по высадке астронавтов на Луне. Вместе они образовали первую в мире сеть космического мониторинга солнечной активности. Во время лунных экспедиций они ежечасно передавали на Землю данные, предупреждающие о мощных выбросах солнечной плазмы, которые могли быть смертельно опасны для астронавтов, находящихся за пределами защитного магнитного поля нашей планеты.
Самая опасная погода: все о солнечной активности и «космических синоптиках»
В августе 1972 года «Пионер-9» наблюдал одну из самых мощных солнечных бурь из когда-либо зарегистрированных — самую опасную для полетов человека за всю космическую эру. Он предоставил ученым уникальные данные для изучения экстремальных явлений космической погоды, которые продолжают использоваться и в современных исследованиях, в том числе для проверки достоверности современных моделей космической погоды.
Несмотря на расчетный срок службы всего в полгода, «Пионер-9» проработал почти 15 лет: последний успешный контакт с ним состоялся 19 мая 1983 года. В то же время его последователь — «Пионер-11» — отправлял сигналы вплоть до 1995-го.
Почему он перестал выходить на связь и какие открытия успел совершить — рассказал эксперт Pro Космоса Игорь Афанасьев.