26 сентября 1983 система аварийного спасения в первый и последний раз доказала надежность на старте
Проекты

26 сентября 1983 система аварийного спасения в первый и последний раз доказала надежность на старте

26 сентября 2025 года, 05:00

Ровно 42 года назад на Байконуре едва не произошла одна из самых страшных трагедий в истории космонавтики. За минуту до пуска загорелась ракета-носитель «Союз-У» с кораблем типа «Союз Т» и экипажем на борту. Космонавты выжили благодаря надежной системе аварийного спасения, которая была впервые в истории испытана при аварии на стартовом комплексе.

26 сентября 1983 года корабль должен был полететь с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым на орбитальную станцию «Салют-7». Для них этот полет был второй попыткой достичь станции после неудачной экспедиции на «Союзе Т-8» — тогда совершить стыковку с орбитальным комплексом не удалось из-за повреждения антенны.

За 48 секунд до старта начался пожар на одном из боковых блоков первой ступени, который перекинулся на всю ракету. Причиной возгорания стал отказ клапана в системе подачи топлива, что привело к несанкционированному началу работы турбонасоса и его возгоранию и взрыву. Пожар повредил электропроводку от наземных систем к ракете. Пламя быстро охватило нижнюю часть ракеты, однако сотрудники космодрома по командной радиолинии вовремя выдали сигнал на активацию системы аварийного спасения (САС).

Система отработала штатно: она буквально вынесла корабль с космонавтами из охваченной пламенем ракеты. Спустя всего две секунды после этого ракета-носитель взорвалась, вызвав масштабный пожар на легендарном стартовом комплексе №1 космодрома Байконур, известном как «Гагаринский старт». На его восстановление ушло около полутора лет.

Космонавты испытали значительные перегрузки, но выжили. Этот случай стал первым и единственным случаем реального применения системы аварийного спасения для эвакуации экипажа непосредственно со стартовой площадки на Земле.

Принципы, заложенные в систему САС «Союза», продолжают использоваться и совершенствоваться в современных российских космических кораблях и обеспечивать безопасность международных экипажей на МКС. Надежность этой системы, в том числе, была подтверждена спустя 35 лет, 11 октября 2018 года, когда при аварии ракеты-носителя «Союз-ФГ» корабль «Союз МС-10» с двумя членами экипажа также был успешно спасен.

Как устроен космический корабль «Союз» и его система спасения — сделали подробный разбор.

Фото из архива Роскосмоса