Обогнать Америку: Китай запускает пилотируемый этап освоения Луны
На днях Китайское агентство пилотируемых космических полетов (CMSA) сообщило, что КНР активно готовится к новому этапу программы по освоению Луны - с участием человека. На космодроме Вэньчан началось возведение башни обслуживания и прочей инфраструктуры для пилотируемых запусков к Луне. Появляется все больше предпосылок к тому, что Китай обгонит США во второй лунной гонке.
Китай собрался воплотить в жизнь советский лунный проект
Согласно заявлению CMSA, в настоящее время в стадии активной разработки находятся основные элементы пилотируемой лунной программы Китая — ракета-носитель, перелётный пилотируемый корабль, лунный посадочный модуль, скафандр и луноход.
Кроме того, на космодроме Вэньчан активно создаётся инфраструктура для осуществления пилотируемых лунных полётов. В частности, уже началось строительство башни обслуживания на стартовом комплексе. Планируется, что к концу текущего года кроме башни будут готовы и два здания для вертикальной сборки ракет-носителей.
Как известно, Китай намерен в 2028 году отправить своих космонавтов в облет Луну, а в 2030-м - высадить людей на ее поверхность. План посадочной экспедиции предусматривает запуск двух носителей «Чанчжэн-10» (CZ-10) – один с пилотируемым кораблём, а второй – с лунным посадочным модулем и луноходом.
Корабли встретятся и состыкуются на окололунной орбите, после чего два члена экипажа перейдут в посадочный модуль и опустятся на поверхность спутника. Там космонавты водрузят флаг КНР, совершат несколько поездок на ровере, выполнят научные исследования и вернутся на окололунную орбиту, где вновь пересядут в корабль "Мэгьчжоу" для перелета обратно на Землю.
Важными составляющими программы являются также лунный скафандр и луноход. Скафандр для работы на Луне, получивший название «Ванъюй» («Взгляд в космос»), был представлен 28 сентября прошлого года на Третьем форуме по технологиям космических скафандров в Чунцине. Также был опубликован видеоролик, на котором китайские космонавты-ветераны Чжай Чжиган и Ван Япин позируют рядом со скафандром. Он, по мнению западных экспертов, очень похож на американский лунный скафандр AxEMU, разработанный компаниями Axiom Space и Prada.
Спустя месяц после этого CMSA объявило о двух конкурирующих проектах луноходов, разработанных Китайской академией космических технологий (CAST) и Шанхайской академией космических технологий (SAST). На данный момент победитель ещё не определён, но название уже известно. По итогам открытого конкурса, в котором приняли участие более девяти тысяч организаций, связанных с наукой и технологиями, экспертный комитет выбрал имя «Тансуо» («Исследование»). Перелётный корабль «Мэнчжоу» («Лодка мечты») и посадочный модуль «Ланьюэ» («Обнимающий луну») получили свои названия ещё в феврале 2024 года.
Также идёт работа над созданием окололунной инфраструктуры для пилотируемых экспедиций. Осенью прошлого года CMSA объявила тендер на спутник наблюдения Луны. Его основная задача — получение спектров и высокодетальных изображений мест посадки, особенно в окрестностях Южного полюса Луны.
Некоторые эксперты считают объявление конкурса экстраординарным событием, поскольку Китай уже планирует запустить аналогичные спутники для поддержки автоматических миссий «Чанъэ-7» и «Чанъэ-8» в 2026 и 2028 годах соответственно. Вероятно, CMSA считает, что этих ресурсов для пилотируемой лунной программы недостаточно.
Общая схема китайского проекта высадки человека на Луне очень похожа на советские варианты двухпусковых экспедиций, прорабатывавшихся в рамках ранних проектов системы Н1-Л3 и поздних Н1-Л3М, со стыковкой на окололунной орбите.
Но если с общей схемой ясность есть, то точный график выполнения полётов пока неизвестен. Поэтому зарубежные наблюдатели строят на этот счёт предположения разной достоверности, опираясь на тот факт, что первый испытательный пуск ракеты CZ-10 на околоземную орбиту запланирован на следующий год, а первый пуск к Луне – на 2027-й.
Специалисты предполагают, что график испытаний лунной ракетно-космической системы CZ-10 — «Мэнчжоу» будет аналогичен графику тестов ныне используемого орбитального комплекса CZ-2F — «Шэньчжоу». Однако это не точно. В любом случае, лунный носитель уже находится в процессе создания, а некоторые компоненты этого «полусупертяжа» уже прошли наземные и лётные испытания. В частности, в 2024 году в ходе запуска средней ракеты CZ-12 были протестированы форсированные двигатели YF-100K: три аналогичных блока по семь таких двигателей отправят в космос и к Луне CZ-10.
Из проектов в железо
В декабре 2022 года были представлены проекты перелётного корабля «Мэнчжоу» и посадочного модуля «Ланьюэ». В следующем году проект последнего был подтверждён официально, и на выставке в Пекине посетители смогли увидеть подробные макеты обоих аппаратов и ракеты-носителя CZ-10.
Позднее, как бы случайно, CMSA опубликовало видео, на котором впервые можно увидеть реальные образцы «Мэнчжоу» и «Ланьюэ». Зарубежные наблюдатели отмечают, что, несмотря на отсутствие дополнительной информации, на видео, судя по детализации, представлены не модели, а полномасштабные тестовые прототипы.
По некоторым предположениям, были показаны лётные (!) образцы, о чём могли свидетельствовать красные защитные крышки двигателей на лунном модуле. На видео показано, как проводятся испытания по отработке разделения модуля с тормозной посадочной ступенью.
Судя по упомянутому ролику, экипаж «Ланьюэ» в течение трёхдневной экспедиции на Луну сможет совершить до трёх выходов на поверхность. Этот показатель, возможно, станет стандартной продолжительностью китайских пилотируемых экспедиций. Для сравнения: американские астронавты Apollo 11 совершили только один выход на поверхность, экипажи Apollo 12 и Apollo 14 — по два, а Apollo 15, 16 и 17 — по три.
В том же ролике «засветились» обе конкурирующие модели лунных роверов, а также демонстрировались кадры испытаний прототипа лунохода от CAST. Фильм демонстрировал также процесс интеграции модуля экипажа корабля «Мэнчжоу» с его сервисным модулем в специальном здании для сборки и испытаний в космическом центре Вэньчан, а также тестирование парашютной системы и отделение теплозащитного экрана.
Напомним: прототип «корабля нового поколения», который посчитали за будущий лунный перелётный корабль, совершил полёт в космос в 2020 году на ракете-носителе CZ-5B. Однако конструкция, представленная двумя годами позже, значительно отличается от предыдущей версии.
Теперь «Мэнчжоу» больше напоминает российский пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП).
Таким образом, Китай не только заявил о своей пилотируемой лунной программе, но и продемонстрировал её значительный прогресс. Страна стремится отправить людей на Луну, чтобы укрепить свой статус сверхдержавы не только в экономической и военной сферах, но и в области науки и технологий.
Лунное «динамо» и новая лунная гонка
Но не только престиж побуждает китайцев изучать Луну. Исследования нашего естественного спутника помогут лучше понять происхождение и развитие Земли и Солнечной системы в целом.
Луна и сама по себе полна загадок. Главная из них - проблема древнего магнитного поля Луны и причины его исчезновения. Изначально недра спутника были намного горячее, и у него было собственное магнитное поле. Долгое время считалось, что оно существовало примерно 4,2–3,5 млрд лет назад.
Но первые образцы грунта, собранные китайским зондом «Чанъэ-6» на обратной стороне Луны, показали, что «лунное динамо» просуществовало гораздо дольше — до 2,8 млрд лет назад.
Некоторые образцы, полученные в ударном кратере Аполлон в бассейне Южный полюс – Эйткен, показали остаточное магнитное поле от 5 до 21 микротесла. Это говорит о том, что в момент формирования они находились под относительно сильным магнитным полем.
Такой мощный палеомагнетизм вызывает удивление, поскольку 3,1 млрд лет назад магнитное поле Луны уменьшилось на порядок, что соответствует прежним представлениям об утрате спутником своей «динамо-машины». Однако данные, полученные китайским зондом, показывают, что после этого магнитное поле по каким-то причинам стало более интенсивным, но в состоянии слабой активности.
По мнению учёных, это длительное слабое магнитное поле имело иную природу, чем первоначальное. Возможно, оно было вызвано наличием подземного океана магмы в мантии, в отличие от первоначального интенсивного поля, которое возникло, как и у Земли, благодаря конвекционным потокам жидкого ядра из железа и никеля. Однако это не единственная гипотеза. Не исключено, что позднее магнитное поле стало результатом кристаллизации ядра и прецессии лунной оси.
В настоящее время Луна является интересным объектом для исследований, а также прекрасной целью для демонстрации могущества державы. К тому же она расположена неподалёку от Земли, и до неё, в отличие от Марса, можно добраться за несколько дней, а не месяцев. Отчего бы и не отправить на неё людей?
Зарубежные эксперты отмечают, что «Китай переживает свой "момент Apollo". Этот факт является поводом для сравнения двух пилотируемых лунных программ – китайской и американской, в том числе и в контексте: кто будет первым во второй лунной гонке? Одно время безусловным лидером считались США. Начальные китайские лунные планы, представленные в 2019 году, предполагали, что американцы первыми вернутся на Луну, и Китай не собирался ни с кем конкурировать. Однако ситуация меняется.
Китайская лунная программа уверенно и планомерно продвигается к намеченной цели, в то время как в США новая администрация Дональда Трампа обещает внести радикальные изменения в программу «Артемида», которая была объявлена тем же Трампом в 2018 году. «Артемида» буксовала с самого начала, и внезапно, сами того не желая, китайцы вступили в прямую конкуренцию с американцами.
И есть далеко ненулевые шансы, что Китай станет победителем во второй лунной гонке.
Некоторые эксперты на Западе считают, что, «было бы неплохо превратить это соперничество в сотрудничество: вот если бы в первой или второй пилотируемой миссии Китая участвовал астронавт NASA, и наоборот?» Но пока никаких реальных предпосылок для такого сотрудничества не видно