«Поцелуй и захват»: новая теория происхождения самого большого спутника Плутона
По всей видимости, появление на орбите Плутона его крупнейшего спутника — Харона — не было связано с разрушительным столкновением и произошло путем сравнительно «мягкого» захвата. По крайней мере, в этом уверена команда американских астрономов, которая смоделировала поведение карликовой планеты в момент подобного катаклизма. И если это правда, то данный факт может послужить аргументом в пользу существования на Плутоне подповерхностного океана.
Большинство созданных учеными сценариев появления спутников у планет содержат грандиозное по масштабам столкновение, осколки от которого и собираются со временем в меньшее по размеру космическое тело. В случае с нашей Луной такую роль могла сыграть гипотетическая планета Тея. Но небольшая команда исследователей из Университета Аризоны подвергла эту концепцию сомнению — применительно к Плутону.
Дело в том, что Харон по ряду своих свойств резко отличается от Луны. Состоит он, как и его планета-хозяин, преимущественно из камня и льда — но такой материал обладает гораздо большей структурной целостностью, чем «текучие» породы, из которых состоят Земля и ее спутник. Кроме того, тела на окраине Солнечной системы заметно меньше и холоднее. Проведя моделирование с учетом этих факторов, ученые увидели нечто неожиданное.
А именно: вместо того, чтобы деформироваться и растягиваться под влиянием могучего удара, Плутон и протохарон при столкновении ненадолго сливались. Образовавшаяся структура по форме должна была напоминать снеговика. Затем, когда сферы разделились, они остались гравитационно связанными (вращаясь вокруг общего центра масс), но при этом в значительной мере сохранили первоначальную внутреннюю структуру. Такую схему ученые назвали «сценарием поцелуя и захвата» — в противоположность «удару и бегству».
«Самое интересное здесь то, что параметры модели, которые позволяют захватить Харон, в итоге выводят его на правильную орбиту», — отметил глава исследовательской группы, астрофизик Эрик Асфауг. Таким образом, данный сценарий, хоть и вступает в противоречие с более ранними предположениями, не менее убедительно объясняет наблюдаемое поведение этой пары тел.
У этого сценария есть одно важнейшее следствие: внутреннее тепло, переданное Плутону в ходе такого «нежного» столкновения, могло бы расплавить часть содержащегося в нем льда. В результате чего на планете образовался бы целый подповерхностный океан. Его наличие на Плутоне все еще является предметом множества дискуссий, но не исключено, что крупнейшая карликовая планета еще преподнесет ученым ряд неожиданных сюрпризов.