Холодное Мёртвое море: как выглядит океан под поверхностью Плутона
Наука

Холодное Мёртвое море: как выглядит океан под поверхностью Плутона

24 мая 2024 года, 09:39

То, что температура поверхности Плутона лишь на несколько десятков градусов выше абсолютного нуля — неудивительно, учитывая его удалённость от Солнца. Удивительно то, что учёные получают всё больше подтверждений существования на этой планете океана жидкой воды — на достаточной глубине от поверхности, чтобы там могло сохраняться тепло. Причём, как показывает новейшее исследование, плотность воды в этом океане почти как в земном Мертвом море, а вот температура - как в Гренландском.

Поверхность крупнейшей карликовой планеты нашей Солнечной системы имеет температуру около -220°C и, что естественно при таких условиях, скована вечным льдом. Но в глубине всё не так. Первые намёки на это уловил несколько лет назад зонд New Horizons. Во-первых, он заметил, что у Плутона нет выпуклости вдоль экватора, которая характерна для полностью твёрдых планет. А во-вторых, в его ледяной броне имеются трещины, вероятно возникшие при расширении подповерхностного слоя. А что может расширяться при замерзании, если не вода?

Кроме того, согласно некоторым наблюдениям (к сожалению, слишком нечётким, чтобы внести ясность), на Плутоне существуют активные криовулканы. Эти геологические объекты с огромной силой выбрасывают водяной пар или даже водяной лед. Но этот лёд должен откуда-то браться, и мало что может послужить его источником кроме глубинного океана.

Команда учёных задумалась о том, как этот океан будет с наибольшей вероятностью выглядеть — если исследовательским зондам будущего всё же удастся в него проникнуть. Исследователи испробовали самые разные комбинации глубины расположения океана, его объёма, температуры и плотности, чтобы наилучшим образом объяснить результаты наблюдений New Horizons. Выводов получилось несколько.

Прежде всего, плутонианский подповерхностный океан должен быть невероятно глубоким: от 40 до 85 километров в глубину, то есть толще земной коры. Температура его будет на пару градусов выше нуля по Цельсию, то есть как в земном Гренландском море в Северной Атлантике. А вот плотность на 8% больше, чем у вод Мирового океана на Земле, что близко к показателям Мёртвого моря, в котором невозможно утонуть из-за выталкивающей силы сверхплотной и очень соленой воды. Именно такое сочетание признаков лучше всего соответствует тому причудливому узору из трещин, который наблюдается на дне знаменитой котловины в форме сердца на Плутоне.

Стоит, однако, заметить, что идею о существовании на Плутоне океана разделяют не все учёные. Информации об этой карликовой планете, к сожалению, практически не было до пролёта мимо неё New Horizons, а он скорее породил новые загадки, чем разрешил старые. Так что вопрос может быть окончательно решён лишь с отправкой новой экспедиции.

Есть, впрочем, другие тела в Солнечной системе, где существование подповерхностных морей считается практически доказанным. Пример — Энцелад, белоснежную ледяную поверхность которого прорезают несколько тёмных каньонов, известных, как «тигровые полосы». Лишь недавно планетологи смогли наконец понять, что они такое и какую роль они играют в появлении знаменитых гейзеров Энцелада.