Новая версия корабля и первая полезная нагрузка: седьмой полет Starship
Илон Маск объявил о переносе седьмого полета самой мощной космической ракетной системы на следующую неделю. Если ранее пуск корабля Starship с ускорителем Super Heavy планировался на 11 января, то теперь состоится ориентировочно 13 или 14 января. В рамках предстоящих летных испытаний вторая ступень тяжелой системы впервые попробует вывести на орбиту «полезную нагрузку» — макеты спутников Starlink, которые по своей массе и размерам похожи на аппараты нового поколения V3.
В минувшие выходные на частном космодроме Starbase в Техасе развернулись активные работы по подготовке к очередному испытательному полету Starship — уже седьмому по счету. На первую ступень системы — ускоритель Super Heavy B14 — установили заряды системы прекращения полета (FTS), а затем провели тест рулей. Между тем в ангар, где к полету готовят вторую ступень — корабль Starship S33, доставили 10 симуляторов спутников Starlink V3: скоро их интегрируют в грузовой отсек, чтобы потом, уже во время запуска, выпустить с борта «Старшипа».
Предполагалось, что седьмой полет Starship (IFT-7) состоится уже в эту субботу, 11 января. Точного времени старта в SpaceX не анонсировали, но, по словам наблюдателей, он должен был состояться поздно ночью. Однако буквально на днях стало известно, что запуск отложат «на три или четыре дня» — об этом в прямой трансляции в соцсети X (бывший Twitter) заявил Илон Маск. По его словам, теперь старт ожидается «на следующей неделе», то есть не ранее 13 января.
Что стало причиной переноса — неизвестно. Возможно, SpaceX нужно больше времени для того, чтобы подготовиться к предстоящим летным испытаниям, которые будут включать в себя несколько важных изменений по сравнению с предыдущими. Среди новшеств — значительные улучшения корабля Starship.
Технические специалисты изменили конструкцию передней створки для снижения нагрева и оснастили вторую ступень увеличенными топливными баками: их объем на 25% больше, чем у предыдущей версии. Кроме того, «Старшип» получил «полностью переработанную» авионику с новыми компьютерами, антеннами и системой распределения энергии.
Другие изменения касаются теплозащиты корабля: так, в частности, был нанесен дополнительный слой, который призван защитить конструкцию в случае повреждения или отсутствия одной или нескольких плиток. Кроме того, в рамках испытаний инженеры намеренно удалили ряд плиток с тех мест, где в дальнейшем механические «руки» башни обслуживания «Мехазилла» будут захватывать корабль при возвращении на стартовый стол.
Несмотря на то, что во время IFT-7 посадки Starship на сушу не планируется (корабль, как и в прошлые разы, приводнится в Индийском океане), в компании хотят протестировать наиболее уязвимые места системы. Это позволит подготовиться к будущим полетам стального «Звездолета», которые будут включать в себя спасение как первой, так и второй ступеней. После того как корабль выйдет на суборбитальную траекторию, с его борта будут выпущены макеты спутников Starlink. Симуляторы, которых всего будет 10, не останутся в космосе, а полетят по той же траектории, что и Starship.
По своей массе и размерам макеты будут напоминать аппараты нового поколения V3. Предполагается, что каждый спутник будет весить примерно две тонны и обладать в 10 раз большей пропускной способностью для нисходящей линии связи, чем Starlink v2 Mini — 1 терабит в секунду. При этом для восходящей линии связи этот показатель будет еще выше, чем у предыдущего поколения — в 24 раза (160 гигабит в секунду).
Каждый спутник Starlink V3 также будет иметь пропускную способность почти 4 терабита в секунду для магистральной линии связи с использованием как радиочастотных, так и лазерных каналов. Эти аппараты, по замыслу SpaceX, будут запускаться в космос с помощью Starship — как только корабль начнет полеты на орбиту. «Обладая беспрецедентной грузоподъемностью и возможностью многоразового использования, Starship сможет развертывать наши более совершенные спутники Starlink V3, совершая революцию в сфере глобальных коммуникаций», — говорится в заявлении SpaceX.
Что же касается первой ступени, то специалисты SpaceX вновь попытаются «поймать» ее с помощью «Мехазиллы» после старта. Кроме того, в рамках седьмого полета будет впервые использоваться ранее испытанное оборудование — один двигатель Raptor, который был задействован в IFT-5 в октябре. Стартовое окно для запуска Starship/Super Heavy продлится неделю: как следует из NOTAM, полет возможен с 11-го по 17-е января в период с 1:00 по 2:38 по московскому времени.
Ранее американский регулятор выдал лицензию на седьмой полет Starship. Это произошло вскоре после того, как инженеры SpaceX провели успешные огневые испытания обеих ступеней системы. Теперь специалистам предстоит собрать ракету с кораблем и провести заправочный тест.