Приключения «Вдохновения»: самый первый шаттл — деревянный
Космический архив

Приключения «Вдохновения»: самый первый шаттл — деревянный

30 декабря 2024 года, 10:28

По программе Space Shuttle были построено несколько челноков (орбитальных ступеней), пять из них летали в космос. За 30 лет было осуществлено 135 космических экспедиций. Поклонники космоса спорят, какой шаттл считать самым первым. Одни отдают первенство «Колумбии», первому шаттлу, отправившемуся в космос. Другие называют «Энтерпрайз», который, хотя и не летал на орбиту, был построен до «Колумбии». Однако был еще один шаттл, построенный раньше, который никогда не летал, но его путешествие было не менее захватывающим. Он все еще существует, напоминая о необходимости сохранения исторических артефактов.

Забытый деревянный шаттл на съемочной площадке

Осенью 1972 года американская компания North American Rockwell (ныне – Boeing) получил один из крупнейших контрактов в истории аэрокосмической отрасли. Компания из Дауни, Калифорния, уже имела опыт в строительстве космических аппаратов. На ее счету были командно-служебный модуль CSM корабля Apollo и вторая ступень ракеты Saturn V, которая отправила людей на Луну. Как создатель ракетоплана X-15, North American был единственным подрядчиком, создавшим крылатый аппарат, возвращающийся от границ космоса.

Создание более крупного космического крылатого корабля, размером с авиалайнер, должно было стать шагом вперед по сравнению с Apollo.

Чтобы представить, как будет выглядеть оборудование и оснастка для шаттла, решили изготовить его полноразмерный прототип из дерева. Чертежи и впечатления художников заменили физическим образцом, который давал представление о размерах и мощи системы Space Shuttle.

«Я впервые увидел его на рубеже веков. В космос уже летали реальные челноки, и о макете все забыли, — вспоминает Фрэнсис Френч, известный американский писатель и популяризатор науки, автор книг по истории. — Он стоял в темном помещении среди заброшенных ангаров давно закрытого завода North American. Я был там в составе группы волонтеров, которые пытались спасти оставшуюся документацию. Пока бульдозеры разрушали другую часть здания, мы работали в пыльных офисных помещениях, освещая себе путь фонариками и спасая старые чертежи и ветхие картотеки. Изучение шаттла с фонариком было жутким, но увлекательным занятием. Можно было добраться до носовой части корабля, а затем подняться в кабину, полную тумблеров, ручек, индикаторов и экранов, и опуститься на нижнюю палубу. Пытаясь охватить аппарат мысленным взором, я чувствовал себя Джоном Янгом или Робертом Криппеном – членом экипажа STS-1, первого испытательного полета «Колумбии». Макет был огромен».

Когда был создан прототип, который по размерам и форме соответствовал будущей орбитальной ступени, он был реально востребован. Во-первых, макет должен был произвести впечатление на высокопоставленных гостей. Во-вторых, он использовался для прокладывания кабелей на серийных шаттлах и тестирования летного оборудования.

Сенаторы и конгрессмены, осмотревшие прототип, были под большим впечатлением и одобрили финансирование программы Space Shuttle. Ведь оказаться в кабине огромного космического корабля будущего и посидеть в кресле командира оказалось гораздо убедительнее, чем просто посмотреть унылую презентацию в конференц-зале. Это сработало, и за 20 лет на заводе было построено шесть реальных шаттлов.

В 1982 году завод в Дауни посетил президент Рональд Рейган. В следующем году королева Елизавета II и принц-консорт Филипп также осмотрели прототип шаттла. Однако к концу 1990-х North American Rockwell обанкротилась. В отсутствие новых крупных проектов предприятие было закрыто.

Огромный макет, стоящий на заводе, было невозможно передвигать, а в отсутствии альтернативного хранилища деревянный шаттл был передан в дар городу и оставался забытым всеми, кроме нескольких преданных историков.

Городские власти надеялись, что общественность оценит вклад Дауни в космическую программу, но денег на ремонт деревянной реликвии не хватало. Были обнародованы планы застройки старого завода: административные здания превратились в больницу и торговый центр, а ангары огромных размеров – в киностудии. Здесь снимались сцены из «Железного человека», «Человека-паука», «Терминатора» и «Индианы Джонса». В 2012 году студии закрылись – компьютерные технологии достигли уровня, когда ангары для съемок уже не требовались.

От мешков на улице до выставочного центра - путешествия "Вдохновения"

«Когда я посетил заводскую площадку, то увидел лишь пустырь с обломками балок – ангары были снесены, – вспоминает Френч. – Несмотря на недостаток денег, местные власти пытались сохранить и увековечить место, где проектировались и производились американские космические корабли».

Одной из попыток был мемориальный космический центр «Колумбия», открытый в 2009 году на углу старого завода. Музей знакомит с историей и современностью аэрокосмической отрасли, поощряя детей представлять будущее космических полетов.

Вторая попытка связана с именем Джерри Блэкберна, который проработал на заводе 40 лет и возглавил усилия по спасению заброшенных документов до сноса цехов. В небольшом здании на территории завода он сохранил все значимые исторические артефакты. Когда остальной завод был снесен, он и застройщик разобрали и сдали деревянный шаттл на хранение. С помощью мэра города, неравнодушного к космосу, группе волонтеров удалось спасти шаттл.

«Макет шаттла из Дауни стал символом компании Rockwell-Boeing, города и ветеранов предприятия,— объясняет Блэкберн. — Его увидели множество VIP-посетителей, гостей и студентов. Он был построен как инженерное средство, помогающее визуализировать сложные конструкции оборудования, а также рассматривался как способ продвижения будущего коммерческой космонавтики. Ошеломляющий своими размерами макет показывал клиентам возможности этого летательного аппарата».

Из-за больших размеров деревянный шаттл пришлось «укоротить». Вертикальный киль срезали на 6 метров, чтобы он поместился в выставочном зале. Одну из консолей крыла сняли, а затем утилизировали.

«Отредактированная версия» шаттла все еще производила огромное впечатление на посетителей. Благодаря удобному доступу она стала лучшей рекламой американской космической программы. Но ее внушительные размеры стали проблемой при поиске нового помещения для экспозиции.

1 / 7

Казалось, найти новое место для артефакта будет легко: полноразмерные орбитальные ступени системы Space Shuttle после 2011 года разлетались как горячие пирожки. В этом году закончилась последняя миссия челнока, и музеи начали конкурировать за реальное «железо», оставшееся от программы NASA. Калифорнийский научный центр, всего в 18 км от мемориального космического центра «Колумбия», получил шаттл Endeavour. Другие музеи, не получившие орбитальные ступени, интересовались городским макетом, но у Дауни были свои планы на него.

Город разработал масштабный план по реконструкции и постоянному размещению своего деревянного шаттла, в ходе реализации которого изделие подверглось ревизии. Возраст давал о себе знать: детали конструкции, изготовленные из дерева и пластика, со временем деформировались, начали трескаться и разрушаться. Однако было принято решение, что этот процесс можно остановить, если приложить усилия по реставрации. Решено было также повысить информированность публики: 24 сентября 2012 года безымянный аппарат получил название «Вдохновение» (Inspiration).

В 2013 году макет переместили снова, на этот раз в большой временный ангар (палатку), расположенный за пределами мемориального космического центра «Колумбия». В определенные дни недели посетители могли осмотреть макет.

«Когда я посетил его, я увидел, что это не идеальное место для хранения, — вспоминает Френч. — Поскольку под шаттлом не было настила, дождевая вода могла свободно попадать в шасси, а высокая влажность помещения не способствовала сохранности артефакта».

Впоследствии было собрано три миллиона долларов на строительство общественного центра, который должен был защитить макет от непогоды и обеспечить доступ посетителей.

Однако, как это часто случается в городской политике, мнение поменялось. Обеспокоенный потенциальными затратами, городской совет решил снова разобрать Inspiration и хранить до тех пор, пока не будет нанят исполнительный директор для надзора за проектом. Палатка сдавалась в аренду и ее нужно было вернуть: место, на котором стоял шаттл, теперь требовалось для нового строительства. После почти двух лет демонстрации во временном павильоне, в начале марта 2014 года шаттл вновь разобрали на части и отправили в городской склад, где… сложили на улице, накрыв брезентом….

Для того, чтобы гарантировать, что у макета есть будущее, город мог продать или отдать деревянный шаттл одной из многих заинтересованных сторон еще в 2011-м. Но тремя годами позже такой гарантии не стало, хотя Блэкберн не терял надежды, что город сделает с шаттлом хоть что-то позитивное.

«Длительное хранение Inspiration было рискованным, – объясняет он. — Решение разделить экспонат на блоки и поместить их в мешки для хранения было бы приемлемым, если бы мешки оставались внутри помещения. Но хранение на открытом воздухе поставило экспонат под угрозу. Дерево и пластик не предназначены для улицы. Инспекции и обработка должны начаться немедленно, с возможным новым государственным финансированием. У Inspiration есть потенциал стать интерактивной обучающей экспозицией мемориального космического центра «Колумбия»»

Статические экспозиции реальных орбитальных аппаратов, разбросанные по Соединенным Штатам, вызвали у общественности желание увидеть больше. Например, Музей авиации в Сиэтле, где находится тренажер-имитатор кабины шаттла (использовался для подготовки астронавтов), может проводить экскурсии внутри корабля (доллар за минуту), где посетители ощущают себя находящимися внутри большого корабля, пока остальные остаются снаружи.

Наконец, были выделены средства для четвертого и последнего переезда деревянного шаттла на постоянное место жительства - рядом с центром «Колумбия» была выделена земля для нового здания.

Бен Диков, исполнительный директор Центра, был нанят намного позже того, как Inspiration отправили на хранение. Ему предстояло реализовать намеченные планы. «Воссоздание и презентация Inspiration — ключевой элемент нашего плана обновления экспозиции, — говорит он. — Хотя пока рано говорить о конкретных подробностях, мы стремимся сделать макет увлекательным и захватывающим».

По информации на конец этого года, деревянный макет шаттла Inspiration находится в процессе перемещения в обновленный мемориальный космический центр «Колумбия». Блоки макета транспортировали через три городских квартала к временному месту размещения. В будущем Inspiration станет центральным экспонатом нового музея шаттлов в расширенном Центре.

Перед выставкой прототип пройдет реставрацию, которую выполнит команда экспертов. Планируется, что новый демонстрационный зал будет готов к началу 2026 года, и в нем разместят деревянный шаттл вместе с другими научно-образовательными экспонатами.