Марсианские орбитальные аппараты запечатлели «снег» на Красной планете
Те, у кого на Новый год по каким-то причинам не оказажется снега (к примеру, подобное грозит жителям Санкт-Петербурга), могут насладиться подобным зрелищем на Красной планете — благодаря орбитальным аппаратам «Марс Экспресс» и Mars Reconnaissance Orbiter. Они засняли просторные марсианские равнины, покрытые хорошо узнаваемой белой изморозью. Правда, в отличие от земного инея, она не имеет никакого отношения к замерзшей Н2О.
Оба спутника уже не первый год (а первый — уже больше 20 лет) кружатся вокруг Марса, оставаясь ценнейшими инструментами земной науки по его изучению. И на этот раз космические агентства решили опубликовать, возможно, самые новогодние из сделанных ими снимков — благо, камеры HRSC и HiRISE (первая из которых стереоскопическая) обладают достаточным разрешением, чтобы передать ключевые детали.
Перед зрителями открывается вид на скалистый регион, известный как Australe Scopuli — как нетрудно догадаться по названию, находящийся недалеко от южного полюса планеты (и недавно ставший объектом крайне любопытного исследования). И он весь покрыт белой изморозью, перемежающейся с участками шоколадно-бурого цвета. Нечто подобное можно увидеть и вокруг марсианских дюн на последнем снимке (находящихся неподалеку от Северного полюса). Однако этот пейзаж представляет собой совершенно не то, чем кажется.
Прежде всего, красновато-коричневые участки — это не места, где из-под «снега» торчит поверхность планеты. Толщина «полярной шапки» составляет здесь более 8 метров. Но сезонные изменения выносят часть пыли на поверхность, после чего, в результате знаменитых марсианских бурь, она оседает на белой поверхности, как шоколадная крошка на мороженном.
Более того, сам «снег» не имеет ничего общего с тем, по которому на Земле катаются на лыжах. Это замерзший углекислый газ. Летом солнце нагревает его, из-за чего СО2 начинает сублимироваться — переходить в газообразное состояние, минуя жидкое. В этот момент в толще льда образуются пузырьки.
Когда давление этих пузырьков увеличивается свыше нормы — происходит небольшое извержение. И, если лед был не слишком чистым — то вместе с газом над поверхностью окажется немного той самой буроватой пыли, которую затем подхватит марсианский ветер. Примечательно, что наблюдаемый нами пейзаж на самом деле не зимний, а летний, так что описанный процесс как раз находится в разгаре. Правда, даже летом температура на Марсе такая, которая на Земле не встречается даже в Антарктиде — минус 125°C.