Китайский выход: рекорды внекорабельной деятельности космонавтов КНР
На минувшей неделе китайские космонавты Цай Сюйчжэ и Сун Линдун совершили свой первый выход в открытый космос. 17-я по счету внекорабельная деятельность (ВКД), осуществленная на китайской космической станции «Тяньгун», продолжалась 9 часов 6 минут. Этот выход, выполненный из модуля «Вэньтянь», стал самым продолжительным в истории мировой космонавтики и первым, продлившимся более 9 часов. О рекордах ВКД и особенностях выходов китайцев в открытый космос - в нашем материале.
Китай поставил свой первый космический рекорд
До сих пор наивысший результат по длительности ВКД (8 часов 56 минут) принадлежал американским астронавтам Джеймсу Воссу и Сьюзан Хелмс, которые 11 марта 2001 года выходили в космос из шаттла Discovery во время миссии STS-102, связанной со строительством Международной космической станции. По плану эта ВКД должна была продолжаться 6 часов 10 минут, но была продлена из-за трудностей, возникших во время работы в открытом космосе. Рекорд не был побит за последующие 23 года.
Казалось, для преодоления этой планки потребуется сделать многое, так как и предыдущий рекорд в 8 часов 29 минут также стал результатом чрезвычайной ситуации во время первого и пока единственного выхода в открытый космос трех человек. Он состоялся 13 мая 1992 года, когда астронавты шаттла Endeavour Пьер Тюот, Ричард Хиб и Том Эйкерс в рамках миссии STS-49 после двух неудачных (но плановых) попыток смогли захватить и вручную прикрепить к застрявшему на орбите спутнику Intelsat 603 новый разгонный блок.
Остаётся открытым вопрос о том, была ли заранее спланирована столь значительная длительность китайского выхода в открытый космос, или же она, как и два предыдущих рекорда, стала результатом стечения обстоятельств. Однако всё указывает на то, что так и планировалось.
28 мая члены экипажа корабля «Шэньчжоу-18» Е Гуанфу и Ли Гуансу совершили 16-й выход в открытый космос, который длился 8 часов 23 минуты. Для них это была вторая ВКД, в ходе которой китайские космонавты впервые провели в космосе более 8 часов, и четвертой по длительности в истории.
Выход Цая Сюйчжэ и Сун Линдуна был всего лишь 18-й китайской ВКД и 17-й, осуществленной с китайской станции «Тяньгун». Эти цифры меркнут по сравнению с 478 выходами в открытый космос, совершенными с тех пор, как Алексей Леонов первым в истории покинул свой корабль. И все же среди семи самых продолжительных выходов два — китайские, в том числе, как мы видели, самый продолжительный.
Цай Сюйчжэ и Сун Линдун — 9 часов 6 минут
Джеймс Восс и Сьюзен Хелмс — 8 часов 56 минут
Пьер Тюот, Ричард Хиб и Том Эйкерс — 8 часов 29 минут
Е Гуанфу и Ли Гуансу — 8 часов 23 минуты
Сунита Уильямс и Акихико Хосидэ — 8 часов 17 минут
Стивен Смит и Джон Грансфелд — 8 часов 15 минут
Александр Мисуркин и Антон Шкаплеров — 8 часов 13 минут
Китай активно работает над тем, чтобы как можно скорее освоить практику ВКД. На данный момент по числу выходов он отстаёт от России и США, которые уже имеют значительный опыт в этой области. Остальные страны, которые осуществляли выходы в открытый космос, использовали скафандры, разработанные советскими/российскими или американскими специалистами, поэтому их внекорабельную деятельность нельзя признать самостоятельной.
Тринадцать лет и три года
17 выходов в открытый космос из «Тяньгуна» — не такое уж большое достижение в сравнении с 272 выходами, совершенными в рамках проекта МКС. Однако вспомним, что все свои ВКД китайские космонавты провели всего за три года. Прогресс Поднебесной в этой области — интересное явление, требующее особого анализа, поскольку Китай — третье государство (после России и США), которое может осуществлять такую деятельность самостоятельно.
Самый первый китайский выход в открытый космос состоялся 27 сентября 2008 года. Чжай Чжиган, облаченный в китайский скафандр «Фэйтянь», вышел из разгерметизированного орбитального модуля корабля «Шэньчжоу-7». Внутри модуля его страховал Лю Бомин в российском скафандре «Орлан-М», высунувшийся в космос. В это время в загерметизированном спускаемом аппарате находился Цзин Хайпэн, который управлял кораблем.
Выход в открытый космос продолжался всего 21 минуту и, как уверяют зарубежные наблюдатели, «подчеркнул влияние российской космической программы на китайскую, поскольку, с одной стороны, «Фэйтянь» представлял собой китайскую разработку на базе «Орлана», а с другой — непосредственно в миссии использовался и скафандр российского производства».
С момента первой китайской ВКД прошло целых тринадцать лет, пока 4 июля 2021 года участник того самого первого выхода Лю Бомин и Тан Хунбо совершили первый выход в открытый космос из шлюзовой камеры модуля «Тяньхэ» китайской станции «Тяньгун», на которую они прибыли в корабле «Шэньчжоу-12». Они были одеты в скафандры «Фэйтянь-2», а выход продолжался 6 часов 46 минут.
Длительный перерыв в ВКД не должен удивлять: и Россия, и Америка тоже пережили продолжительные периоды без выходов. Между выходами в открытый космос после стыковки кораблей «Союза-4» и «Союз-5» и первой ВКД со станции «Салют-6» прошло восемь лет, а между последним выходом из станции Skylab и первым выходом из корабля Space Shuttle — девять.
А вот частота выходов (17) в открытый космос китайских космонавтов в последние три года действительно впечатляет. Для сравнения: СССР осуществил всего три выхода в открытый космос со станции «Салют-6» (1977–1979 годы) и только 13 — за весь срок службы «Салюта-7» (1982–1986 годы). Только на станции «Мир» это число резко выросло до 78 ВКД. Со своей стороны, США совершили на станции Skylab всего десять выходов (на самом деле девять — еще один выполнялся из командно-служебного модуля «Аполлона» для ремонта станции). Перед этим американцы получили огромный опыт ВКД в рамках программ Gemini и Apollo.
Половина из 17 выходов с борта китайской станции продолжались более семи часов. Кроме того, среди 13 ВКД мира продолжительностью более 8 часов есть две китайских. Они превышают по продолжительности все советские и российские выходы в открытый космос, осуществленные за более чем полвека.
Кроме того, в отличие от российских ВКД, китайские выполнялись с использованием для перемещения снаружи двух роботизированных манипуляторов, в то время как российские космонавты применяли для перемещения космический кран «Стрела».
Экипажи кораблей «Шэньчжоу-12», -13, -17 и -18 — выполнили по два выхода в открытый космос, «Шэньчжоу-14» — три, а «Шэньчжоу-15» — четыре. В свою очередь, экипажи «Шэньчжоу-16» и -19 выходили в космос только по одному разу.
На сегодня 18 китайских космонавтов имеют опыт ВКД, из них выделяются Фэй Цзюньлун и Чжан Лу, совершившие по четыре выхода. В этом списке две женщины, Ван Япин и Лю Ян (не будем забывать, что максимальное число выходов — на счету американских женщин-астронавтов, весь остальной мир далеко позади). Ни в России, ни в Канаде, ни в Германии, ни во Франции, ни в Японии нет женщин с опытом ВКД на МКС. Европа может похвастаться лишь итальянкой Самантой Кристофоретти (кстати, она выходила в космос в российском «Орлане»).
Скафандры похожие и не очень
Китайцы выполняли ВКД со станции в скафандрах «Фэйтянь-2» массой 95 кг. По сравнению с оригинальным «Фэйтянем» 2008 года новый имеет нашлемные фонари, камеры и иллюминатор в верхней части шлема, очень похожий на аналогичный в современном российском «Орлане МКС».
Модуль «Тяньхэ» был запущен к станции вместе с двумя скафандрами А — с красными полосами вдоль тела, и B — с синими полосами. Таким образом, Китай решил продолжить традицию российского цветового кода, который отличается от американского, используемого на МКС: скафандры EMU для первого выходящего в космос (EV1) помечаются красной полосой; второй участник выхода (EV2) такой полосы не имеет.
В сентябре 2021 года грузовой корабль «Тяньчжоу-3» доставил на станцию еще один скафандр (C), с которым китайцы отошли от российской традиции, изменив цветовую дифференциацию — он отмечен желтыми (золотыми) полосами. Из 17 ВКД со станции «Тяньгун» скафандр А с красными полосами использовался в 15 выходах, скафандр В с синими — в 13, тогда как скафандр С с золотыми полосами — в шести.
Любопытный факт: на наспинном ранце каждого «Фэйтяня» имеются подписи космонавтов, использовавших его.
Всего за три года Китай приобрел значительный опыт работы в открытом космосе, кульминацией которого должен стать первый выход на поверхность Луны, который планируется до конца 2030 года и в котором, вероятно, будет использоваться новая версия «Фэйтяня», обладающая большей подвижностью в талии и нижней части тела.
Подобные скафандры создавались в рамках советской лунной программы Н-1 — Л-3: пилот лунного посадочного корабля ЛК должен был пользоваться для выхода на поверхность более подвижным скафандром «Кречет», а пилот лунного орбитального корабля одевался в «Орлан», на базе которого потом разрабатывались все советские и российские полужесткие скафандры для советских и российских орбитальных станций.
В качестве негативного момента китайской практики ВКД зарубежные наблюдатели отмечают не слишком подробное освещения некоторых выходов в открытый космос. В частности, есть сомнения по поводу времени начала и продолжительности трех из четырех выходов, выполненных экипажем «Шэньчжоу-15».
Однако, по крайней мере, точно известно, что ВКД имела место — а в некоторых военных миссиях американского шаттла не исключено, что осуществлялись выходы в открытый космос, даже если известно, что они официально не регистрировались.