NASA выбрало Blue Origin и SpaceX для доставки грузов на Луну
Американское аэрокосмическое агентство решило делегировать своим частным подрядчикам еще две ключевые задачи в рамках программы «Артемида»: доставку на спутник Земли лунохода и жилого модуля будущей базы. Тем самым НАСА добавит круглую сумму к уже существующим контрактам, заключенным с Blue Origin и SpaceX. Но реализация этой инициативы начнется не ранее начала 2030-х годов.
Еще в январе НАСА объявило, что поручает двум компаниям разработать грузовые версии космических кораблей, в исходном варианте предназначенных для отправки людей на Луну. К этому агентство принудил растущий список всевозможных агрегатов, которые должны будут оказаться на спутнике Земли параллельно с астронавтами. Одним из них станет разрабатываемый Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA) луноход.
Выяснилось, что текущая партнерская грузовая программа НАСА — Commercial Lunar Payload Services — не справляется с этими задачами, несмотря на вложенные в нее миллиарды долларов. Теперь SpaceX и Blue Origin замкнут на себя полный цикл работ — от разработки новых кораблей до их коммерческого использования. При этом сроки исполнения ими обязательств выглядят более чем щадяще.
Так, SpaceX должна будет с помощью Starship доставить на Луну герметичный ровер «не ранее 2032 финансового года», а Blue Origin займется транспортировкой жилого модуля будущей лунной станции на корабле Blue Moon годом позже. Как сообщила глава проекта HLS (или Human Landing System) в НАСА Лиза Уотсон-Морган, решение принято «с опорой на текущий прогресс [компаний] в проектировании и разработке как пилотируемых, так и грузовых аппаратов».
Стоит отметить, что контракты пока не подписаны: лишь в начале следующего года предприятиям будут направлены соответствующие запросы, а согласование деталей (в которые посторонних лиц не посвятили) может занять месяцы. Почему НАСА решило объявить о своих намерениях с опережением на несколько месяцев, остается тайной.
Не афишируется даже стоимость услуг компаний Маска и Безоса, как и стадия, на которой находятся работы по созданию космических кораблей. Известно лишь, что их грузоподъемность должна будет оказаться в диапазоне от 12 до 15 тонн. С помощью двух подрядчиков НАСА надеется «обеспечить гибкость миссии и регулярность рейсов на Луну». Но удастся ли хоть одной из компаний удержаться в графике, пока совершенно неясно.