Китайская CAS Space собирается выйти на международный космический рынок
Китайская частная космическая компания CAS Space, дочерняя структура Академии наук КНР (CAS), намерена выйти на международный рынок. Предприятие надеется получить первые заказы на доставку полезной нагрузки во время ближайших двух запусков. В то же время руководство оценивает возможные трудности, связанные с этим решением, включая западные санкции и высокую конкуренцию, особенно в лице американской SpaceX.
«Сейчас существует большая конкуренция, и мы считаем, что нам нужен действительно большой рынок здесь, в Китае, но он недостаточно велик для всех крупных компаний <…> Для роста такой компании, как наша, важно выйти на клиентов по всему миру», – приводит слова менеджера по маркетингу CAS Space international Лю Вэйпэна портал SpaceNews.
CAS Space борется за контракты на запуски спутников для формирования крупных китайских космических систем, таких как «Цяньфань» («Тысяча парусов») или G60 Starlink. Конкуренцию ей составляют стартапы Landspace, Galactic Energy, Space Pioneer, iSpace и Deep Blue Aerospace, а также главный государственный космический подрядчик – Китайская корпорация космической науки и техники (CASC) с ее семейством ракет-носителей «Чанчжэн». Кроме того, компания в ближайшие годы собирается выйти на рынок суборбитального туризма в Китае одновременно со своим конкурентом Deep Blue Aerospace.
Одним из шагов к сотрудничеству с клиентами за пределами КНР стало участие CAS Space в Международном астронавтическом конгрессе (IAC), который прошел в середине октября в Милане. Однако выход на мировой рынок подразумевает ряд трудностей, в том числе связанных с санкциями США в отношении Китая. Кроме того, на международной арене также существует конкуренция, прежде всего в лице компании SpaceX Илона Маска, которая проводит большую долю космических запусков и получает крупные контракты от заказчиков со всего мира.
Еще одна проблема, по мнению Лю Вэйпэна, заключается в восприятии китайского космического сектора в мире. Предприятия КНР считаются «недостаточно прозрачными», однако как коммерческая компания, которая собирается выйти на глобальный рынок, CAS Space собирается изменить это, отметил он. В частности, это подразумевает более активное присутствие в соцсетях и публикацию более подробной информации. «Надеюсь, что очень скоро, во время следующих двух запусков, мы получим несколько полезных грузов из других стран», – добавил представитель компании.
CAS Space успешно зарекомендовала себя благодаря собственной твердотопливной ракете «Лицзянь-1» (Kinetica-1), которая была запущена уже четыре раза с 2022 года, причем каждый раз успешно. Компания также работает над созданием следующего носителя – «Лицзянь-2» (Kinetica-2), который должен отправиться в первый полет в сентябре 2025-го. Ракета значительно расширит возможности CAS Space по доставке полезной нагрузки для коммерческих клиентов. Она сможет отправлять до 7800 кг полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту и до 12 тыс. кг на низкую околоземную орбиту. На следующий год CAS Space запланировала 5-8 запусков «Лицзянь-1» и 2-3 запуска «Лицзянь-2».
Финансирование компании осуществляется за счет государственной поддержки, частных инвестиций, коммерческих доходов и стратегических партнерств, включая поддержку со стороны CAS. В настоящее время CAS Space запускает спутники с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая, но стремится начать старты и с нового коммерческого космодрома Хайнань, расположенного недалеко от Вэньчана.
Предыдущий пуск ракеты-носителя «Лицзянь-1» прошел 25 сентября с космодрома Цзюцюань. Тогда она доставила на околоземную орбиту пять спутников, два из которых предназначены для метеорологических наблюдений, а три остальных – для дистанционного зондирования Земли.