Выбросы хлора и плазмы: неожиданные данные российских приборов на «Экзомарсе»
Наука

Выбросы хлора и плазмы: неожиданные данные российских приборов на «Экзомарсе»

22 октября 2024 года, 11:52

Российско-европейский зонд «Экзомарс-TGO», два из четырех научных приборов которого разработаны в Институте космических исследований РАН, продолжает совершать важные открытия, работая на орбите вокруг Марса с 2018 года. Не так давно установленный на его борту российский прибор ACS зафиксировал в атмосфере Красной планеты «точечные» источники выбросов хлора, а другой инструмент — «Люлин-МО» — зарегистрировал рекордно мощный выброс плазмы.

О новых открытиях, совершенных зондом «Экзомарс-TGO» с помощью отечественных приборов, российские ученые рассказали на XV Московском симпозиуме по исследованиям Солнечной системы. Первое достижение принадлежит инструменту ACS, который представляет собой набор из трех инфракрасных спектрометров, задача которых — изучать химию и структуру атмосферы Марса.

В рамках наблюдений за Красной планетой ученые обнаружили соляную кислоту в ее атмосфере. Это произошло в момент, когда Марс находился в афелии, то есть был максимально удален от Солнца. В течение марсианского года (с декабря 2022-го по ноябрь 2024 года) российские специалисты следили за изменениями доли соединений хлора в атмосфере планеты и пришли к выводу, что источники этих газов находятся близко к ее поверхности.

При помощи ACS ученые подтвердили прежние выводы о том, что выбросы хлора то появлялись, то мгновенно исчезали из воздушных оболочек Марса. Причем такие процессы происходили при большом удалении планеты от единственной звезды Солнечной системы. Более того, как заметил научный сотрудник Института космических исследований РАН Михаил Лугинин, пары соляной кислоты появлялись в одних и тех же регионах северного полушария Марса.

По его словам, источниками почти всех зарегистрированных выбросов хлора являлись склоны вулкана Патера Альба, которые испещрены разломами и небольшими трещинами. Учитывая все это, ученые пришли к выводу, что соединения хлора могут происходить из очагов «спящей» вулканической активности Марса.

Другое важное открытие совершил российский инструмент «Люлин-МО» — дозиметрический прибор, который измеряет радиацию в космосе и на поверхности Марса. 20 мая этого года он зафиксировал мощную вспышку, которая прошла мимо Красной планеты и привела к тому, что радиационный фон на марсианской орбите вырос до 2,8 миллигрэй в час. Это стало рекордом с 1989 года.

Длительность выброса плазмы превысила 64 часа. Его источником стала солнечная вспышка класса X12, заявила профессор болгарского Института космических исследований и технологий Йорданка Семкова. «Данная вспышка достигла рекордно высокой мощности и превысила силу аналогичного солнечного протонного шторма, который был зарегистрирован прибором "Люлин" на борту советской станции "Мир" в сентябре 1989 года», — подчеркнула планетолог.

За все время 64-часовой вспышки прибор «Люлин-МО» поглотил порядка 25 миллигрэй радиации — столько излучения зонд «Экзомарс-TGO» получает за две сотни дней работы при спокойной обстановке в космосе. Всего же с января 2024 года российский инструмент зафиксировал сразу 10 мощных выбросов плазмы.

Как добавила Семкова, все полученные сведения пригодятся ученым в дальнейших исследованиях. В частности, они помогут оценить, какой может быть радиационная нагрузка на человека. Также эта информация позволит выбрать оптимальное время для полета на Марс.

«Экзомарс» — это совместный проект европейских и российских ученых, который предполагал отправку к Марсу зонда «Экзомарс-TGO», ровера «Розалинд Франклин» и спускаемого аппарата «Казачок». Первая часть проекта была реализована в 2016 году — тогда на орбиту вокруг Красной планеты вышел «Экзомарс-TGO» (его научная работа началась спустя два года). На борту зонда установлены зарубежные и отечественные научные приборы. Между тем вторая часть проекта так и не состоялась: ее запуск был сорван по решению Европейского космического агентства, которое покинуло программу в 2022 году.