«Хаббл» запечатлел уникальный звездный «вулкан»
Большой взрыв

«Хаббл» запечатлел уникальный звездный «вулкан»

18 октября 2024 года, 11:00

Созданный еще в 1980-х телескоп «Хаббл» до сих пор способен радовать ученых и обычных зрителей красочными космическими пейзажами: на этот раз главным объектом наблюдений стала одна из самых «буйных» (по замечанию НАСА) звезд в Млечном Пути. Образуя вокруг себя не имеющую аналогов спиральную структуру, она сама напоминает маленькую и элегантную галактику.

Крошечная, но необычайно яркая точка в центре снимка — не что иное, как бинарная звезда R Водолея. Она расположена примерно в 215 парсеках от нас, и с момента своего открытия является своего рода знаменитостью. Все дело в громадной мощи извержениях, с завидной регулярностью происходящих в этой системе, из-за которых она выглядит (по меткому выражению американских ученых), как «взбесившийся поливатель газона».

«Главной» звездой в дуэте является массивный красный гигант, компанию которому составляет давно потухшее светило — белый карлик. Гигант, когда-то напоминавший Солнце, теперь чудовищно распух, превысив размерами нашу звезду примерно в 400 раз. Мало того, он чрезвычайно активно пульсирует, каждые 390 дней в 750 раз увеличивая свои температуру и яркость.

На пике этого цикла яркость R Водолея практически эквивалентна 5 000 Солнц. Но это не самое замечательное. Раз в 44 года к красному гиганту приближается белый карлик. И накопившийся за четыре десятилетия водород под действием гравитации переходит к самопроизвольному термоядерному синтезу. Другими словами, в этот момент в двойной системе взрывается колоссальная термоядерная бомба.

Именно тогда из центра R Водолея вырываются фантастические гейзеры длиной в сотни астрономических единиц. Плазма закручивается, скованная гравитацией и многократно меняет направление под действием магнитных полей — образуя те самые нити, петли и шлейфы, которые окружают двойную звезду. Скорость потоков заряженных частиц почти достигает 2 миллионов км/ч (то есть расстояние от Земли до Луны они преодолели бы меньше, чем за 15 минут).

R Водолея можно назвать «старой знакомой» «Хаббла» — первый раз он наблюдал ее еще в год своего запуска. С тех пор, по прошествии нового цикла, она стала еще более эффектной, что можно увидеть на опубликованной НАСА серии снимков, сделанных с 2014 по 2023 год. Это не просто красивое зрелище: оно дает наглядное представление о том, как материя, бывшая когда-то частью звезд, распространяется по галактике. Ведь распыленные в космосе частицы астрономам удалось отследить от места извержения на расстоянии в 2,5 тысячи астрономических единиц.