В США вырыли гигантские подземные тоннели для экспериментов с нейтрино
Технологии

В США вырыли гигантские подземные тоннели для экспериментов с нейтрино

11 октября 2024 года, 12:31

Американские инженеры и строители завершили первый этап создания одной из самых больших в мире нейтринных лабораторий, выкопав огромные пещеры в скалистой местности штата Южная Дакота. Там будут установлены гигантские, размером с семиэтажный дом, детекторы, задачей которых будет улавливать мельчайшие и почти неуловимые частицы. Правда, случится это лишь через несколько лет.

Нейтрино — частицы, перемещающиеся с огромной скоростью, почти не имеющие массы и, за редчайшими исключениями, не взаимодействующие с обычной материей, чрезвычайно трудны для обнаружения. Само их открытие являлось в свое время грандиозным научным успехом. Теперь в мире постепенно растет количество нейтринных обсерваторий, и самую большую решили построить на своей территории США — при участии еще 35 стран.

Международный проект получил название «Эксперимент по изучению глубокозалегающих нейтрино» (Deep Underground Neutrino Experiment, DUNE), а лаборатория, соответственно, — «Установка для изучения нейтрино с длинной базой» (Long-Baseline Neutrino Facility, LBNF). Находится она возле городка Лид, в громадном Сэнфордском подземном исследовательском центре (SURF), очередной этап расширения которого происходит прямо сейчас.

В августе было завершено рытье огромных пещер, которые должны будут вместить в себя гигантские детекторы, а также массу сопутствующего оборудования. Теперь рабочие извлекли оттуда больше 800 000 тонн породы, наконец-то освободив обширные подземные пространства.

О дальнейших планах по его использованию сообщило Министерство энергетики США. Расположенная в Южной Дакоте лаборатория станет частью громадной системы, протянувшейся более чем на тысячу километров. Поток нейтрино будет улавливать Национальная ускорительная лаборатория Ферми в Иллинойсе и направлять его через горные породы на детекторы в Южной Дакоте.

Такая схема позволяет хоть немного снизить энергию неуловимых частиц, упростив их обнаружение. В подземном исследовательском центре их будут ждать резервуары, заполненные 17 000 тоннами жидкого аргона, который должен будет «принудить» их к взаимодействию, одновременно служа «экраном» от помех. Правда, работа над установкой детекторов начнется только в 2028 году. Так что шансы на то, что лаборатория заработает еще в этом десятилетии, достаточно невелики.