Китай запустит новые спутники квантовой связи в 2025 году
Технологии

Китай запустит новые спутники квантовой связи в 2025 году

9 октября 2024 года, 12:36

Пекин в ближайшие три года намерен запустить на околоземную орбиту несколько малых спутников, поддерживающих технологии квантовой связи. Ранее Китай запустил два аппарата, которые продемонстрировали успешную передачу информации на дальние расстояния таким способом. Новые кубсаты позволят стране сделать большой шаг в области квантового шифрования и безопасной передачи данных.

На низкую околоземную орбиту в 2025 году отправятся от двух до трех спутников квантовой связи, сообщает China Business News со ссылкой на главу Института квантовой информации и квантовых технологий при Академии наук Китая (CAS) Пан Цзяньвэя. Еще один аппарат будет запущен на среднюю околоземную орбиту в 2027 году. По словам ученого, в течение 5-6 лет Китай намерен совершить значительный скачок в развитии технологий квантовой ретрансляции, что позволит создать собственную сеть квантовой связи.

По словам представителя CAS, Пекин открыт к международному сотрудничеству в области квантовых технологий. «Я надеюсь, что после того, как мы запустим больше квантовых спутников, мы сможем продолжить обсуждение эффективного создания орбитальных группировок квантовой связи и использовать такие технологии на благо всего человечества», – добавил он.

В соответствии с предыдущими отчетами новые космические аппараты будут работать совместно с наземными сетями, что в перспективе обеспечит более широкий и глобальный охват. Спутник, который разместится на орбите повыше, позволит проводить более продолжительные эксперименты. На его борту будет установлен телескоп диаметром 600 мм, предназначенный для передачи фотонов.

«Мы сотрудничаем с Национальным центром космической науки в разработке спутника для средней и высокой околоземных орбит. В будущем сочетание высокоорбитальных и низкоорбитальных спутников позволит создать обширную сеть квантовой связи», – заявил Пан в марте 2023 года.

В 2016 году Китай вывел на орбиту первый экспериментальный аппарат «Мо-цзы» для тестирования технологий квантовой связи и шифрования. В его разработке также принимал участие Пан Цзяньвэй. Спутник протестировал использование метода квантового распределение ключей (QKD) и продемонстрировал квантовую запутанность на рекордных расстояниях.

Спустя год после этого, в 2017-м, в КНР запустили первую в мире квантовую оптоволоконную линию связи протяженностью 2000 км между крупнейшими городами страны – Пекином и Шанхаем. В 2022 году на околоземную орбиту отправился спутник квантовой связи «Цзинань-1» для тестирования технологии квантового распределения ключей.

«Мо-цзы» был запущен в рамках первого этапа стратегической программы CAS в области космической науки. В ближайшее время организация планирует представить новый долгосрочный проект в этой сфере, куда, как ожидается, войдут и квантовые спутники. Основной его целью будут научные исследования – изучение черных дыр, темной материи и энергии, поиск пригодных для жизни экзопланет и разгадка законов Вселенной.

От Китая также не отстают и другие государства. Так, разработать собственную сеть квантовой связи планирует Европейское космическое агентство (ЕКА) – в 2023 году на эти цели был выдан грант консорциуму, возглавляемому французско-итальянской Thales Alenia Space. В августе ракета-носитель Falcon 9 вывела немецкий спутник-кубсат для испытания квантового распределения ключей. Свой квантовый спутник к 2026 году также планирует создать Boeing.

В апреле Россия и Китай создали собственный защищенный канал квантовой связи. С помощью спутника «Мо-цзы» им удалось обменяться данными между наземными станциями в Звенигороде и Наньшане, расположенными в 3,8 тыс. км друг от друга.