Из рая в пустыню: Curiosity показывает, как Марс стал непригоден для жизни
Наука

Из рая в пустыню: Curiosity показывает, как Марс стал непригоден для жизни

8 октября 2024 года, 12:02

Марсоход Curiosity, отправленный на Красную планету с целью нахождения там следов жизни, раскрыл новые детали того, как этот мир превратился из вполне комфортного и наполненного водой места в бесплодную пустыню. Богатые углеродом минералы подтвердили подозрения ученых: Марс действительно был пригоден для жизни, но весьма недолго.

С самого начала своей исследовательской карьеры Curiosity изучает кратер Гейл и его окрестности. Пересеченная местность, долгий срок службы и острые камни почти уничтожили его колеса, но энергетическая установка и основные научные приборы все еще работают. Подтверждением чему служит недавно измеренный ими изотопный состав найденных на дне некогда наполненной водой котловины углеродосодержащих минералов — карбонатов.

Эти на первый взгляд малопримечательные булыжники являются своего рода климатическими «летописцами», чей состав может точно указать на длительность происходивших с ними метаморфоз. Вода, испаряясь, охотнее увлекает за собой те изотопы углерода, у которых меньше атомная масса. Таким образом, зная (хотя бы примерно) их изначальное соотношение, можно восстановить динамику изменения внешних условий. И на Марсе, судя по новейшей оценке, эти условия трудно назвать стабильными.

«Изотопный состав этих карбонатов указывает на экстремальную интенсивность процессов испарения. Это позволяет нам предположить, что данные карбонаты образовались в климате, который лишь кратковременно мог поддерживать существование жидкой воды», — подчеркнул ведущий автор статьи, доктор Дэвид Бертт.

Вывод ученых категоричен и не слишком утешителен для всех, кто надеется на находки марсианских организмов: «эти образцы не сочетаются с возможностью существования на поверхности древнего Марса биосферы». Впрочем, сами ученые отмечают, что жизнь потенциально была бы возможна под поверхностью Красной планеты. Или, что тоже не исключено, успела исчезнуть до того, как завершился процесс формирования карбонатов на дне кратера Гейл.

Исследователи предложили два механизма их образования: это или чередование в котловине влажных и сухих циклов, или наличие в нем очень холодной и соленой воды. Как можно догадаться, они соответствуют двум совершенно разным климатическим режимам, каждый из которых по-своему ставит вопрос об обитаемости четвертой планеты от Солнца. Особенно в свете того, что полученное соотношение изотопов не имеет прецедентов ни на Марсе, ни на Земле.