Avio завершила огневые испытания второй ступени ракеты Vega C
Проекты

Avio завершила огневые испытания второй ступени ракеты Vega C

7 октября 2024 года, 09:57

Крупнейшая итальянская ракетно-космическая фирма Avio после неудачи в декабре 2022 году пытается подготовить свою ракету Vega C к новому старту: только что она завершила огневое испытание ее второй ступени. Теперь компания объявила, что начинает подготовку к запуску, намеченному на ноябрь, но его точная дата, вероятно, все-таки сдвинется как минимум на самый конец текущего года или на начало следующего.

Vega — это твердотопливный европейский носитель легкого класса, призванный выводить в космос малые спутники и представляющий собой, таким образом, дополнение к тяжелой Ariane 6. С 2010-х годов Avio разрабатывает ее более совершенную модификацию под литерой C, которая в будущем должна будет заменить несколько устаревшую «прародительницу», начало созданию которой было положено еще в середине 90-х.

Стоит отметить, что ни исходная Vega, ни Vega C не отличаются стопроцентной надежностью (впрочем, как и любая другая ракета-носитель в мире). И если первая потерпела пока всего две аварии при 22 пусках, то новая ракета запускалась всего дважды (оба раза в 2022 году), и второй запуск окончился крушением, а следующий старт был отложен для выяснения причин аварии.

К 2023 году компания вроде бы установила причины неисправности и интенсифицировала подготовку к реваншу. Но проведенные тогда стендовые огневые испытания второй ступени под названием Zefiro 40 тоже окончились неудачей. Лишь в 2024 году, после серьезной переделки сопла (которое, как оказалось, было выполнено из некачественных материалов), тест наконец-то удалось провести полностью в штатном режиме.

Первый за два года успех на стенде был достигнут в мае, а в октябре президент итальянского космического агентства ASI Теодора Валенте с гордостью сообщила о том, что Avio безаварийно провела уже второе испытание. «Это подтверждает работоспособность двигателя и позволяет Европе и ЕКА, благодаря значительному вкладу Италии, вновь вступить в гонку в секторе стратегических пусковых технологий», — заявила она.

Деталей испытания, состоявшегося на полигоне Сальто-ди-Квирра на Сардинии, правда, приведено не было. Известно лишь, что если весенний был очень коротким, но проводился при высоком рабочем давлении, то осенний стал его противоположностью — двигатель работал долго, при пониженном давлении в камере. Такой режим может возникнуть при пуске ракеты в холодное время года и, как и первый, считается штатным. Инженеры пока находятся в процессе анализа результатов. Так или иначе, новый запуск, ракеты, который еще недавно планировалось осуществить в сентябре, скорее всего, до конца осени не состоится. Последняя надежда провести его в 2024 году — декабрь.