«Уэбб» открыл странные газовые струи у кометы Швассманна-Вахманна 1
«Уэбб», направленный не на отдаленные галактики, а на орбиту Нептуна, впервые принял участие в наблюдении крупной короткопериодической кометы Швассманна-Вахманна 1. У этого ледяного пришельца из пояса Койпера, известного также как 29Р, обнаружилась уникальная черта — бьющие из него струи углекислого газа. Не исключено, что они смогут приоткрыть ученым окно в далекое прошлое Солнечной системы.
Комета Швассманна-Вахманна 1 относится к экзотическому классу объектов, именуемых «кентаврами». На жаргоне астрономов так называются космические тела, сравнительно недавно «затянутые» из ледяного пояса Койпера внутрь орбиты Нептуна. Ассоциацию с древнегреческими полулошадями-полулюдьми вызывает их «промежуточная» природа — сочетающая в себе черты как транснептуновых объектов, так и «обычных» короткопериодических комет.
В таком «двойственном» состоянии эти космические тела могут пребывать несколько миллионов лет, интригуя при этом ученых своими необычными свойствами. И комета Швассманна-Вахманна 1 вполне оправдала ожидания тех, кто ждал от нее сюрпризов: впервые изученная в ближнем инфракрасном диапазоне с помощью спектрографа NIRSpec, она оказалась еще более активной, чем предполагали астрономы.
Если раньше было известно о ее квазипериодических выбросах (интенсивность которых меняется каждые 6-8 недель), то теперь выяснилось, что из нее непрерывно бьют три мощные газовые струи. Одна из струй состоит из монооксида углерода (CO) и, в принципе, не является чем-то слишком уж экзотическим. Зато две другие представляют собой фонтаны углекислого газа (СО2). При этом не было обнаружено ни малейших признаков водяного пара, что свидетельствует о чрезвычайно низкой температуре 29Р.
Это первое обнаружение СО2 для данной короткопериодической кометы, и ученые отреагировали соответствующе: «Это необычайно нас взволновало — мы никогда не видели ничего подобного», — призналась доктор Сара Фаги. Но факт обнаружения углекислого газа важен не сам по себе, а в контексте того факта, что он может оказаться своего рода «капсулой времени» из древней Солнечной системы.
Дело в том, что СО2 является одной из главных форм накопления углерода в окружающем нас космосе, а, пребывая в поясе Койпера, он мог оставаться замороженным в течение миллиардов лет.
На основе данных NIRSpec астрономы создали 3D-модель струй, исходящих от «кентавра», и обнаружили, что они исходят из разных областей его ядра. Это, в совокупности со странной, напоминающей снеговика, формой кометы, может указывать на ее сложное происхождение — из нескольких, различных по своей природе и составу, кусков. Однако причины, приводящие к высвобождению струй, до сих пор непонятны и требуют изучения. Возможно, ближайшие исследования позволят во многом расшифровать это своеобразное «послание» из далекого прошлого.