Астрономы обнаружили супер-нептун в 685 световых годах от Земли
Большой взрыв

Астрономы обнаружили супер-нептун в 685 световых годах от Земли

3 октября 2024 года, 13:54

Астрономы открыли новую экзопланету редкого класса супер-нептун. Она вращается вокруг звезды солнечного типа, делая один оборот почти за неделю. Небесное тело в шесть раз больше и более чем в 30 раз массивнее Земли, при этом обладает более низкой плотностью, чем другие подобные экзопланеты.

Международная группа астрономов под руководством Амадео Кастро-Гонсалеса из Астробиологического центра в Мадриде обнаружила новую экзопланету с помощью телескопа NASA TESS. Обсерватория помогает ученым находить экзопланеты во время их «транзитов» – прохождения по диску своей звезды. Так же было и в этот раз: ученые заметили изменение в свечении звезды TOI-5005 солнечного типа на расстоянии около 685 световых лет от Земли.

Они предположили, что такой эффект наблюдается из-за небесного тела, которое перекрывает светило. Чтобы утвердить объект в качестве кандидата в экзопланеты, нужно зафиксировать три случая его прохождения по диску своей звезды. Дальнейшие наблюдения позволили исследователям уверенно сказать, что в звездной системе и правда существует планета.

Находка получила обозначение TOI-5005 b. Астрономы определили, что она имеет радиус почти в шесть раз больше Земли, массу – в 32,7 раза больше земной и плотность на уровне 0,74 г/см³. Небесное тело расположено довольно близко к своей звезде – примерно в 0,066 а.е., и совершает один оборот вокруг нее за 6,31 суток. Из-за близкого контакта со светилом, на планете жарко – средняя температура составляет 1040 Кельвинов (767°C).

Что же касается внутренней структуры TOI-5005 b, по подсчетам исследователей, массовая доля ее ядра и металлической оболочки составляет около 0,74 и 0,08 соответственно. Общая массовая доля металлов на экзопланете составляет 0,76. Такой показатель немного ниже, чем у Урана и Нептуна. Опираясь на полученные результаты, специалисты сделали вывод, что TOI-5005 b образовалась в результате аккреции ядра – когда каменистая «сердцевина» образуется в результате столкновения планетарных оболочек, приобретает достаточную массу и притягивает к себе газообразную оболочку. Считается, что именно так сформировались и газовые гиганты.

TOI-5005 b определили в довольно редкий класс супер-нептунов. Ученые выделяют такое явление, как «пустыня горячих нептунов» или «пустыня субюпитеров», которое связано с недостатком известных экзопланет размером с Нептун (имеющих от 3 до 10 радиусов Земли), обладающих короткими орбитальными периодами (менее трех суток). Предполагается, что экзопланеты, у которых изначально имелась водородно-гелиевая атмосфера, после прибытия в зону «пустыни» или при формировании внутри нее, потеряли свои газовые оболочки в результате тех или иных процессов. Из-за этого супер-Нептуны обнаруживаются не так часто. Еще одна особенность новой находки – ее достаточно низкая плотность. Обычно у экзопланет такого типа она выше – более 1,0 г/см³.

Аппарат NASA TESS предназначен для поиска экзопланет с помощью наблюдения их транизитов. На сегодняшний день он идентифицировал более 7200 экзопланет-кандидатов, из которых 557 были подтверждены. В сентябре астрономы с помощью космической обсерватории обнаружили редкую переменную звезду с трехосной приливной пульсацией. Это второе астрономическое тело подобного вида, обнаруженное за всю историю наблюдений.