На 90% состоит изо льда: Церера в прошлом была покрыта мутным океаном
Наука

На 90% состоит изо льда: Церера в прошлом была покрыта мутным океаном

30 сентября 2024 года, 14:19

Состав карликовой планеты Цереры до сих пор остается загадкой для ученых. Долгое время считалось, что содержание льда на ее поверхности минимальное, однако новое исследование американских астрофизиков опровергает эту теорию. Проведенное ими компьютерное моделирование показало, что небесное тело состоит изо льда почти на 90%.

Новое открытие сделали ученые из Университета Пердью и Лаборатории реактивного движения NASA (JPL). В основу их исследования легли многочисленные наблюдения, сделанные с помощью автоматической межпланетной станции Dawn («Рассвет»), которую NASA запустило в 2007 году. Аппарат достиг Цереры только в 2015 году и вращался вокруг нее вплоть до 2018 года. Он стал первым и единственным космическим аппаратом, который вышел на орбиту двух внеземных объектов — протопланеты Веста и Цереры.

Церера – самый крупный объект в поясе астероидов между Марсом и Юпитером, который большинство астрономов относит к карликовым планетам. Ее диаметр – около 950 км. Чтобы совершить один оборот вокруг Солнца, ей требуется 1682 земных дня, или 4,6 земного года. Вокруг своей оси она вращается за девять часов, поэтому световой день на ее поверхности считается одним из самых коротких в Солнечной системе.

Как отмечают авторы исследования, различные особенности геологии Цереры, такие как ямы и оползни, говорят о том, что в недрах карликовой планеты содержится много льда. Спектрографические данные также подтверждают существование льда под поверхностью. Кроме того, данные о гравитации позволили исследователям вычислить значение плотности небесного тела – она оказалась приближена к средней плотности льда с различными примесями. Это значит, что астрономическое тело может быть полностью или почти полностью ледяным.

«Мы считаем, что вблизи поверхности Цереры много водяного льда, и что он постепенно становится менее ледяным по мере погружения все глубже и глубже», – отмечают ученые. Раньше считалось, что льда на Церере не так уж много, поскольку в случае его избытка, кратеры на ее поверхности начинали бы быстро деформироваться. Моделирование показало, что лед на карликовой планете может быть намного прочнее, чем предполагалось ранее, поэтому выраженных геологических изменений не происходит. Основная версия исследователей в том, что Церера раньше была мутной «планетой-океаном». Со временем поверхность замерзла, что привело к образованию ледяной корки с небольшой примесью каменистого материала.

Такое близкое расположение к Земле покрытого льдом объекта вызвало интерес американских специалистов: в первую очередь, потому что сравнение с Церерой позволит узнать больше о суровых спутниках внешней Солнечной системы, таких как спутник Юпитера Европа или спутник Сатурна Энцелад. По мнению исследователей, это делает Цереру идеальной целью для будущих космических полетов.

«Некоторые из ярких объектов, которые мы видим на поверхности Цереры, – это остатки илистого океана, который в настоящее время по большей части заморожен. Таким образом, у нас есть место для сбора образцов из океана древнего океанического мира, куда не так уж сложно отправить космический корабль», – заключили они.

Ранее астрофизики выяснили происхождение сложных органических веществ на Церере и разобрались, при чем здесь вода. Для этого они провели ряд экспериментов при помощи пушки NASA, которая имитирует метеоритную бомбардировку небесного тела.