Ученые нашли место, где могут скрываться экзопланеты, похожие на Нептун
Наука

Ученые нашли место, где могут скрываться экзопланеты, похожие на Нептун

23 сентября 2024 года, 10:55

В распределении планет за пределами «внутренней» Солнечной системы обнаружена весьма любопытная особенность, которая может объяснить, как и почему миры обычно формируются в непосредственной близости от звезд. Тайна «нептунового хребта» может помочь в будущих поисках обитаемых экзопланет.

В наблюдаемых звездных системах астрономы фиксируют две четко выраженные зоны: так называемую «нептуновую пустыню» и «нептуновую саванну». В первой полностью отсутствуют планеты размером с Нептун, а во второй они встречаются в изобилии. При этом «пустыня» находится вблизи от звезд, а «саванна» начинается на некотором удалении от них. Сокращенно проблему можно описать так: почему планеты размером с Нептун отсутствуют на коротких орбитах и почему по мере их удлинения они неожиданно появляются?

Разрешить данное затруднение взялась команда астрофизиков во главе с Винсентом Бурье и Амадео Кастро-Гонсалесом, а их главным инструментом стал космический телескоп «Кеплер». Исследование увенчалось сразу двумя открытиями. Прежде всего, получила подтверждение гипотеза «убийства» планет, похожих на Нептун, излучением, исходящим от звезд — феномен так называемого фотоиспарения. А во-вторых, была найдена совершенно новая «экологическая формация», относящаяся к распределению среднемассивных миров — «нептуновый хребет».

Это зона, пролегающая между «нептуновой пустыней» и нептуновой саванной», которая соответствует периоду обращения от 3,2 до 5,7 земных суток и где происходит резкий и внезапный всплеск численности планет данного типа. А попадают они туда благодаря спасительному центробежному движению — миграции с высоким эксцентриситетом.

Дело в том, что вблизи от звезды планета — если она, конечно, не «горячий Юпитер» (хотя и им это свойственно) — будет подвергаться мощной «обработке» всеми видами излучения. Это приведет к тому, что атмосферу с нее неминуемо «сдует», причем скорее всего с внешними оболочками самой планеты. Спастись от этого может лишь достаточно небольшой и устойчивый скалистый мир или огромный газовый гигант (которому просто есть, что терять). Но планета может и пережить фотоиспарение — если вовремя будет отброшена чуть дальше от светила.

Именно так и формируется «нептуновый хребет», где концентрация миров соответствующей массы даже больше, чем в «саванне». Правда, конкретные причины и механизмы такой миграции пока неясны — физики собираются задействовать Очень большой телескоп и его прибор под названием ESPRESSO (спектрограф Эшелле для скалистых экзопланет и стабильных спектроскопических наблюдений), чтобы детальнее изучить эти необычные формы планетного «ландшафта». Так что, как отметил Кастро-Гонсалес: «Нептуновый хребет — это только начало».