Грунт с обратной стороны Луны удивил китайских ученых: первые неожиданные выводы
Наука

19 сентября 2024 года, 11:47

Китайские ученые опубликовали дебютную исследовательскую работу, посвященную образцам лунного реголита, впервые в истории добытым на обратной стороне Луны — несмотря на то, что с момента доставки их на Землю зондом «Чанъэ-6» прошло меньше трех месяцев. Вопреки голосам некоторых скептиков, подтвердилось наличие серьезных отличий между ним и грунтом, собранным на ее «лицевой» поверхности.

Первая в мире страна, осуществившая доставку на Землю образцов со скрытой от нас стороны Луны, развивает свой громадный научный успех. Объединившись, ученые из Китайского центра исследований Луны и космической инженерии, Национальной астрономической обсерватории Китайской академии наук, а также Пекинского института системной инженерии космических аппаратов уже поделились с мировой общественностью результатами ее изучения.

Оказалось, что если обращенная к нашей планете сторона Луны сложена в основном из базальтов (вулканических пород), то обращенная в космос имеет огромное количество разного рода примесей — в том числе брекчии, агглютината, лейкократа, полевого шпата и стекла. Впрочем, это не является таким уж неожиданным на фоне огромного количества кратеров, окружавших место посадки «Чанъэ-6». По всей видимости, данные включения были занесены на спутник Земли многочисленными метеоритами.

Однако на этом интересные детали только начинались. Достаточно быстро выяснилось еще одно обстоятельство: грунт, собранный новейшим исследовательским зондом, имеет гораздо меньшую плотность, чем реголит, доставленный «Чанъэ-5». По всей видимости, поверхность обратной стороны Луны значительно более рыхлая, пористая и в целом хуже структурирована.

Кроме того, в породах обнаружено неожиданно высокое содержание минерала плагиоклаз. А вот доля оливина — наоборот, оказалась значительно меньше, чем на лицевой стороне космического тела. Совершенно иная концентрация была получена и для таких микроэлементов, как уран, калий и торий — на которые ученые обращают пристальное внимание еще со времен программы «Аполлон». Тем самым два килограмма грунта если не перевернули, то с огромной силой подтолкнули вперед всю лунную науку.

«Эти местные базальты документируют историю вулканизма на обратной стороне Луны, в то время как небазальтовые фрагменты могут дать критическое представление о коре лунного нагорья, расплавах при ударах [метеоритов] и, возможно, о подлинной глубине залегания лунной мантии», — резюмировали геофизики. Тем не менее даже эти выводы — только верхушка айсберга. Практически никто из ученых всерьез не сомневается, что образцы, собранные «Чанъэ-6», станут источником множества еще более значительных открытий — важных в контексте эволюции всей Солнечной системы.