В ЕС призвали изменить подход к финансированию космической отрасли
Мнения

В ЕС призвали изменить подход к финансированию космической отрасли

17 сентября 2024 года, 13:50

Бывший глава Европейского центрального банка и экс-премьер Италии Марио Драги заявил о необходимости изменить текущую модель финансирования Европейского космического агентства (ЕКА). Сегодня она предполагает, что заказы на создание космических систем размещаются в конкретном государстве ЕС пропорционально его вкладу в ЕКА. Однако Драги полагает, что такой подход лишь снижает конкурентоспособность европейской космической отрасли на мировом рынке.

В своем докладе, опубликованном 9 сентября, Марио Драги глубоко проанализировал будущее ключевых европейских отраслей, включая космическую, и выпустил несколько рекомендаций. Он обратил внимание, что совокупные продажи космической отрасли Европы заметно сократились: если в 2021 году они составляли €8,6 млрд, то в 2022-м — €8,3 млрд. Основной источник таких потерь, по мнению бывшего чиновника, — услуги космических запусков и группировки спутников.

Как отмечается в докладе, на рынке пусковых услуг отрасль переживает «кризис» и испытывает «неуверенность» в своей потенциальной конкурентоспособности в будущем. Причина кроется в неспособности Европы адаптироваться к текущим технологическим изменениям. Речь идет, в частности, о программах по запуску ракет и «космическим перевозкам», которые осуществляет ЕКА и его страны-участницы.

Отсутствие должной реакции на эту эволюцию Драги объяснил сложным процессом принятия решений в агентстве, структурой управления, которая базируется на принципе «географического возврата», а также нехваткой «европейского подхода к предпочтениям». Помимо этого, бывший глава ЕЦБ обратил внимание на недостаточное финансирование. По его мнению, нужно выделять больше средств на исследования и разработки, а также расширить доступ к государственной и частной поддержке.

Для решения проблемы Драги составил десять рекомендации, рассчитанных на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Для начала он предлагает сформировать единый в Европе рынок космических услуг с общей законодательной базой, а также улучшить доступ к финансированию для стартапов и малых и средних предприятий.

На втором этапе Драги призвал реформировать европейское космическое управление, чтобы упростить его деятельность, и создать многоцелевой фонд. Кроме того, по его мнению, нужно использовать синергию между космосом и оборонной промышленностью, а также содействовать выходу на международный рынок. Единственной долгосрочной рекомендацией в его отчете является определение совместных стратегических приоритетов в области исследований и инноваций.