Иран вывел на орбиту научный спутник «Чамран-1»
Запуски

Иран вывел на орбиту научный спутник «Чамран-1»

16 сентября 2024 года, 09:04

Иранские ученые получили первые сигналы с запущенного в субботу исследовательского спутника Chamran-1 («Чамран-1»). Аппарат относится к классу сверхмалых (микро-, к таким относился Первый советский спутник ПС-1, запущенный 4 октября 1957 года), но командование Корпуса стражей Исламской революции возлагает на него большие надежды в свете предстоящих запусков, которые должны будут становиться все более регулярными.

О запуске первым сообщило командование КСИР — элитного и многочисленного подразделения вооруженных сил Ирана, которое имеет собственную масштабную космическую программу: «Сегодня утром исследовательский спутник "Чамран-1" был запущен в космос с помощью ракеты-носителя "Каем-100" и успешно выведен на 550-километровую орбиту». Согласно сообщению Иранского информационного агентства IRNA, исследовательский спутник «Чамран-1» был разработан компанией «Электронная промышленность Ирана» (IEI) в сотрудничестве с Авиационно-космическим институтом Ирана и частными наукоемкими компаниями.

Ракета Qaem-100 («Каем-100» или «Гаем-100», как ее именуют на русскоязычной странице IRNA) — это совсем новый носитель, разработанный по заказу Воздушно-космических сил КСИР. Ее первый успешный полет состоялся 20 января текущего года. Трехступенчатая ракета на твердом топливе является самым легким носителем в семействе, позволяющим иранцам выводить грузы массой до 80 кг на низкую околоземную орбиту — по меньшей мере до 750 километров.

Анализируя опубликованное видео запуска, эксперты подчеркивают, что в кадре запечатлена стартовая площадка Шахруд, откуда стартовали ракеты-носители Qased («Касед»). Бортовой номер улетевшей ракеты Qaem-100 — OM-B2. Известно, что 5 ноября 2022 года состоялся суборбитальный пуск этого носителя. В печати упоминаются бортовые номера ракеты FTM-B1 и FTM-B2; один из пусков был неудачным, номер аварийной ракеты неизвестен. «FTM и OM, видимо, по аналогии с заграничными обозначениями, означают Flight Test Mission и Operational Mission, соответственно».

Габариты субботнего спутника точно неизвестны, но его вес равен примерно 60 килограммам. Это ничего не говорит о его предназначении, хотя основная задача спутника, как заявило IRNA, это «тестирование аппаратных и программных систем для проверки технологии орбитального маневрирования».

Если маневрирование в околоземном пространстве пройдет так же удачно, как запуск, то аппарат станет первым в долгом ряде более крупных и многофункциональных спутников. Поэтому командующий КСИР, генерал-майор Хоссейн Салами оценил запуск спутника как «национальное достижение» и «прекрасный пример сотрудничества между правительством и КСИР».

Буквально несколько часов спустя командующий космическим подразделением Аэрокосмических сил КСИР бригадный генерал Али Джафарабади анонсировал новый запуск: уже более тяжелая ракета «Каем-105» должна будет вывести на орбиту спутник Noor-4. Старт должен состояться в следующем иранском календарном году, который начнется 21 марта 2025 года, и в новом аппарате будут использованы наработки, полученные благодаря легкому «Чамрану-1».