Впервые получено видео пузырящейся поверхности далекой гигантской звезды
Большой взрыв

Впервые получено видео пузырящейся поверхности далекой гигантской звезды

13 сентября 2024 года, 10:33

Впервые в истории наблюдений астрономам удалось получить по-настоящему подробные изображения бурной активности какой-то другой звезды, кроме нашего Солнца. Огромные пузыри раскаленной плазмы можно не только рассмотреть в мельчайших деталях, но и проследить в динамике, несмотря на то, что породившая их звезда находится в 200 световых годах от нас.

Главным героем прорывной серии изображений стала R Золотой Рыбы — одна из самых ярких звезд в южном полушарии, которая по своему видимому размеру (0,057 угловой секунды) уступает только Солнцу. Даже расстояние, равное (по разным оценкам) 180-213 световым годам, ей в этом не мешает. Все благодаря колоссальному размеру этого красного гиганта, диаметр которого почти в 400 раз больше, чем у Солнца — находясь в центре Солнечной системы, он поглотил бы все, вплоть до Пояса астероидов.

Такие выдающиеся «внешние данные» (несмотря на довольно скромную массу — примерно равную солнечной) не могли не сделать R Золотой Рыбы чрезвычайно заманчивым объектом для наблюдений. И недавно астрономам удалось получить нечто большее, чем просто изображение звезды и ее базовый спектроскопический портрет. А именно: запись грандиозной бури, бушующей на ее поверхности, гораздо более чудовищной, чем все, что способно породить Солнце.

Сам факт того, что технологии позволяют следить за активностью звезд, находящихся так далеко, впечатляет не только людей, далеких от астрономии, но и самих ученых. «Мы никогда не ожидали, что наблюдения будут настолько потрясающего качества, что мы сможем увидеть так много деталей конвекции на поверхности далекой звезды», — поделился ведущий автор исследования.

Он и его коллеги всерьез увлечены возможностью сопоставить наблюдения за далеким гигантом с тем, что уже известно о нашем собственном светиле (тем более что на звезде неподалеку, в том же созвездии, недавно уже зафиксировали корональные выбросы массы). К примеру, те пузырьки плазмы, которые на фотографиях кажутся совсем крохотными, на самом деле в 75 раз больше Солнца и в сотни раз масштабнее любого, даже самого невероятного облака газа, которое оно когда-либо сможет выбросить в окружающий космос.

Таким наблюдениям астрофизики обязаны сети расположенных в Чили радиотелескопов, известных под названием ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array). Результатом наблюдений стало сразу несколько новых маленьких загадок, на которые пока нет ответа. Например, почему пузыри плазмы у далекой звезды растут и сдуваются гораздо резче, чем аналогичные порождения поверхности Солнца. Кроме того, R Золотой Рыбы вращается как минимум в сто раз быстрее, чем вообще считалось возможным для красного гиганта. Но интерес исследователей из разных стран тем самым только подначивается.