«Вояджера-1» дистанционно перевели на резервные двигатели
Космический аппарат «Вояджер-1», находящийся сейчас на расстоянии 24,3 миллиона километров от Земли, дрейфует в межзвездном пространстве вот уже 47 лет. За это время некоторые топливные трубки внутри его двигателей засорились, однако инженерам NASA удалось решить эту проблему. Они переключили зонд на другой набор двигателей (всего у «Вояджера» их три), с помощью которых межпланетный странник сможет, как и прежде, корректировать свою антенну относительно Земли, чтобы принимать и отправлять данные.
У космического зонда «Вояджер-1», который по-прежнему сохраняет лидерство в списке самых удаленных от Земли рукотворных объектов, есть три набора двигателей: два из них отвечают за ориентацию, а третий — за коррекцию траектории. Но в связи с тем, что «вечный странник» летит за пределы Солнечной системы по неизменной траектории, это значительно упрощает ситуацию: для ориентации антенны «Вояджера» на Землю можно использовать любой из трех комплектов.
Двигатели зонда работают на сжиженном гидразине, который, взаимодействуя с катализатором, принимает форму газа и высвобождается в виде коротких миллисекундных импульсов. Это помогает мягко наклонять антенну «Вояджера» в направлении Земли. В сутки его двигатели должны выполнять около 40 таких импульсов.
Но учитывая, что пребывание «Вояджера-1» в космическом пространстве скоро достигнет 50 лет, топливные трубки внутри двигателей медленно, но верно забиваются диоксидом кремния — он образуется по мере взаимодействия топлива с резиновыми уплотнениями в баке. Из-за этого снижается не только эффективность двигателей, но и их тяга. Решить проблему можно — переключив зонд на другой набор двигателей.
Подобную операцию инженеры NASA проводили уже не раз. Впервые этот маневр был выполнен в 2002 году, когда засорились топливные трубки в одном из двух наборов двигателей ориентации. Специалисты переключились на вторую группу, которая, в свою очередь, начала забиваться в 2018 году. С того момента «Вояджер-1» перевели на двигатели коррекции, и сейчас диаметр отверстия их трубок составляет всего лишь 0,035 мм вместо 0,25 мм, как было в самом начале.
Поэтому команда была вынуждена вновь использовать двигатели ориентации. Но выполнить, казалось бы, уже хорошо знакомый маневр оказалось непросто. Основным камнем преткновения стал возраст «Вояджера» и связанные с этим проблемы электропитания и температуры. Чтобы снизить расход электроэнергии, инженеры отключили все несущественные бортовые системы.
Как следствие — аппарат стал холоднее, что породило еще одну проблему: резкое включение могло бы повредить его двигатели. Чтобы этого не произошло, инженеры решили прогреть двигатели перед запуском, безопасно отключив на час один из основных нагревателей зонда. Сложный трюк позволил высвободить достаточное количество энергии для переключения между двумя наборами двигателей. Теперь «Вояджер-1» вновь может менять свое положение относительно Земли, сообщили в NASA.
Ранее специалисты агентства смогли вернуть зонд «Вояджер-1» к полноценной работе. С ноября 2023 года он присылал неразборчивый поток информации после обновления софта. Однако инженерам удалось привести его в норму: сейчас все четыре его инструмента работают в полную силу, собирая и отправляя научные сведения.