Гигантские горы Марса образовались благодаря древнему спутнику Красной планеты
Наука

Гигантские горы Марса образовались благодаря древнему спутнику Красной планеты

11 сентября 2024 года, 11:06

Астроном из США предположил, что в начале своей истории, у Марса мог быть крупный спутник – Нерио. Именно он мог образовать необычный рельеф марсианской поверхности с высокими горами и каньонами под действием гравитации. В какой-то момент он исчез, а на его месте оказались две существующие до сих пор луны – Фобос и Деймос.

Ландшафт Марса – один из самых необычных в Солнечной системе. На планете находится самый большой каньон, самая высокая гора и самый высокогорный регион из существующих на планетах Солнечной системы. Высокогорный регион, известный как Тарсис (или Фарсида), расположен вблизи экватора, в западном полушарии Марса. Он простирается на 5 тыс. км в ширину, а возвышенности в среднем достигают около 7 км в высоту, не считая гигантских массивных вулканов. На противоположной стороне планеты находится еще один высокогорный регион Терра-Сабея и массивный щитовой вулкан Большой Сирт.

По словам астронома Майкл Эфроимски из Военно-морской обсерватории США в Вашингтоне, существовавший ранее естественный спутник Марса, который он назвал Нерио, изменил рельеф планеты под воздействием гравитации. Он мог вызывать приливы в океанах магмы точно так же, как наша Луна вызывает приливы в океанах Земли. Но поскольку Красная планета меньше нашей, она охлаждалась гораздо быстрее – так и сформировался ее необычный ландшафт. Дальше в дело вступили естественные геологические процессы, которые сделали горные массивы еще выше.

В какой-то момент Нерио исчез. Эфроимски предположил, что спутник мог быть уничтожен в результате столкновения с другим небесным телом, после чего от него откололись Фобос и Деймос. Согласно другому возможному сценарию, марсианскую луну могло «выбросить» за пределы Солнечной системы в результате гравитационного взаимодействия с другим телом.

Автор исследования признает, что существование Нерио – всего лишь гипотеза. Идея о кратковременном существовании большого спутника вызывает много вопросов, особенно они связаны с тем, каким образом он образовался и исчез. Например, если бы Нерио действительно был разрушен из-за удара, на поверхности Марса остался бы ряд кратеров, совпадающих с орбитой «луны», но этого не произошло. С другой стороны, такие следы могли стереть другие столкновения и геологическая активность. Эфроимски призвал других исследователей оценить предложенную идею и, если в ней есть смысл, найти свидетельства существования потерянного спутника Марса.

Ранее ученые с помощью двух аппаратов NASA – космического телескопа «Хаббл» и автоматической станции MAVEN, разгадали загадку испарения воды с поверхности Марса. Ключом оказалось солнечное излучение, под действием которого молекулы воды расщепляются на составные элементы — водород и кислород.