Черная дыра в центре Млечного Пути оказалась моложе — ей «всего» 9 миллиардов лет
Наука

11 сентября 2024 года, 09:25

Стрелец А* — сверхмассивная черная дыра в сердце Млечного Пути — может быть моложе нашей Галактики, хотя традиционно считается ее ровесницей. К такому выводу пришли астрофизики, которые рассчитали возраст этого гигантского объекта, опираясь на наблюдения Телескопа горизонта событий. А главной «уликой» в исследовании стали отзвуки древнего слияния.

Черная дыра массой около четырех миллионов масс Солнца находится практически точно в центре Млечного Пути. Практически — потому что ее ось, как оказалось, заметно смещена относительно углового момента галактической плоскости. И в целом она обладает некоторыми странностями поведения, в том числе — чрезвычайно быстрым вращением и весьма нерегулярным графиком «питания».

Решив разобраться, откуда взялись эти особенности, небольшая команда астрономов не только подтвердила гипотезу о древнем слиянии, лежащем в основе современного облика Стрельца А*, но и рассчитала его возраст. Это стало возможным с тех пор, как в 2022 году несколько обсерваторий, объединенных в один мегапроект под названием «Телескоп горизонта событий» (или ЕНТ), впервые напрямую наблюдали эту ближайшую к нам сверхмассивную черную дыру.

Очевидный «рассинхрон» оси вращения объекта столь чудовищной массы и окружающей его Галактики трудно объяснить естественными причинами. Ученые провели компьютерное моделирование на основе снимка, предоставленного ЕНТ, и оно подтвердило старое, осторожно высказывавшееся предположение: Стрелец А* пережил столкновение с другой черной дырой в центре давно исчезнувшей галактики под названием Гея-Энцелад.

Выяснилось, что лучше всего современный несколько экзотический вид сверхмассивной черной дыры объясняет слияние с соотношением масс 4:1 — с сильно наклоненной конфигурацией орбиты. Это точно совпадает с соотношением масс Млечного Пути и Геи-Энцелада, которое рассчитано на основе наблюдений телескопа «Гея». Двойной угол наклона углового момента при этом катаклизме (по отношению к линии визирования) составлял 145-180 градусов, что тоже лишь подтверждает вывод ученых.

Таким образом, Стрелец А* в том виде, каким мы его знаем, имеет возраст "всего" 9 миллиардов лет — именно столько прошло со времен весьма вероятного слияния. Это не только подтверждает господствующую теорию о законах роста черных дыр, но и добавляет ярких деталей в и без того достаточно бурную историю Млечного Пути. Как показывают новейшие расчеты, в наблюдаемой Вселенной могут происходить сотни или тысячи галактических слияний ежегодно, и теперь есть очередное подтверждение, что наша Галактика по этому показателю не отстает.