Смертельная схватка: обнаружен самый близкий «дуэт» сверхмассивных черных дыр
Большой взрыв

Смертельная схватка: обнаружен самый близкий «дуэт» сверхмассивных черных дыр

10 сентября 2024 года, 09:10

Рутинная съемка другой галактики при помощи космического телескопа «Хаббл» окончилась сюрпризом, на который не рассчитывал ни один из астрономов: открытием пары громадных черных дыр, находящихся на пороге слияния. Чтобы это подтвердить, пришлось прибегнуть к помощи рентгеновской «Чандры», но уже ясно, что в космосе найдена ближайшая к нам пара сверхмассивных всепоглощающих «чудовищ», сцепившихся в смертельной схватке.

Сверхгигантские черные дыры, сблизившиеся друг с другом на расстояние гравитационного захвата и готовящиеся к столкновению — явление редкое, хоть и не уникальное. Астрономам известен ряд подобных «парочек», но все они находятся в достаточно отдаленных областях Вселенной, что заметно затрудняет процесс их изучения. Теперь эта проблема грозит исчезнуть навсегда: первый «поединок» черных дыр обнаружен всего в 800 миллионах световых лет от нас.

Речь идет о богатой газом галактике MCG-03-34-64, чья яркая центральная область уже какое-то время притягивает к себе внимание астрофизиков. И недавно, направив на нее телескоп «Хаббл», они внезапно обнаружили на снимке поблизости от ядра сразу три оптических дифракционных всплеска.

Это означает, что светящийся газообразный кислород, весьма обильно представленный в MCG-03-34-64, сконцентрирован внутри чрезвычайно компактной зоны. Единственным способом разобраться, что же там произошло, было продолжить исследование на других длинах волн. Здесь как нельзя кстати пришлась рентгеновская обсерватория «Чандра», которую НАСА еще не успело отключить из-за недостатка средств. И она совершенно однозначно выделила в сердце MCG-03-34-64 сразу два мощных источника высокоэнергетического излучения.

Они идеально совпадали с яркими оптическими всплесками. Чтобы окончательно подтвердить внезапно возникшую догадку, ученые даже залезли в архивы, вытащив оттуда результаты старинных наблюдений за той же галактикой в радиодиапазоне. Сличение «фоторобота» на всех трех длинах волн не оставило шанса на ошибку: в центре MCG-03-34-64, на расстоянии всего 300 световых лет друг от друга, находятся сразу две сверхмассивные черные дыры.

Намек на существование подобного «дуэта» лишь однажды был выявлен ближе к месту нашего обитания, но он так и не был подтвержден вне радиодиапазона. Остальные пары черных дыр находятся в гораздо более ранней Вселенной, так что открытие внутри MCG-03-34-64 — это огромная удача для всей астрономической науки.

Теперь ученые смогут на протяжении десятков миллионов лет наблюдать «онлайн», как два объекта колоссальной массы взаимодействуют друг с другом, постепенно сближаясь и готовясь к полномасштабному столкновению. А через пару миллиардов лет подобная участь ожидает и черную дыру в центре Млечного Пути, которая встретится (а может, и нет) со своей «сестрой» из Туманности Андромеды.