Апокалипсиса не будет: Андромеда и Млечный Путь могут избежать столкновения
Большой взрыв

Апокалипсиса не будет: Андромеда и Млечный Путь могут избежать столкновения

13 августа 2024 года, 11:43

Команда астрофизиков пересчитала реальную вероятность того, что ближайшая массивная галактика — Туманность Андромеды — войдет в прямое столкновение с нашей. Обычно об этом колоссальном катаклизме (после которого Млечный Путь в привычном нам виде перестанет существовать) говорят как о совершенно неизбежном. Но, как показали уточненные расчеты, шанс, что этого не произойдет, такой же, как падение монеты «орлом».

Еще примерно сто лет назад астрономы поняли, что Туманность Андромеды и Млечный Путь неумолимо движутся к столкновению, которое станет крупнейшей катастрофой в жизненном пути каждой из галактик. Если оно произойдет, то два колоссальных кластера звезд сольются в одну эллиптическую галактику с чудовищной черной дырой в центре. Но лишь недавно, накопив данные наблюдений за многочисленными сливающимися галактиками, ученые задумались: а так ли неизбежно это столкновение? Оказывается, что совершенно нет.

Прежде всего команда исследователей отметила, что большинство ее предшественников, реконструируя вероятный сценарий будущего, рассматривали и Андромеду, и Млечный Путь изолированно, без учета других галактик Местной группы. Но на пространстве диаметром в несколько миллионов световых лет крутится около сотни различных галактик разной степени карликовости, которые могут вносить серьезные возмущения в стройную модель.

Примером может послужить M33 с 40 миллиардами звезд. Это примерно 40% от их количества в Млечном Пути и трудно представить, чтобы такая масса не оказала никакого влияния на своих соседей. Тем более что расстояние до нее не такое уж гигантское — «всего» 2,7 миллиона световых лет.

Другим важным действующим лицом является Большое Магелланово облако, расположенное от нас на расстоянии всего 163 тысяч световых лет, что лишь немногим больше диаметра самого Млечного Пути (равного примерно 30 парсекам). В нем около 20 миллиардов звезд, но благодаря крохотному расстоянию он оказывает на нашу галактику заметное гравитационное воздействие, которое может серьезно поколебать траекторию ее движения. Сочетание влияний десятков галактик трудно предусмотреть в одном, даже самом сложном компьютерном моделировании, но расчет вероятностей — гораздо более легкая задача.

В результате своего исследования астрономы из Хельсинкского университета пришли к выводу, что вероятность столкновения Андромеды и Млечного Пути с учетом всех сопутствующих факторов — не 100 и даже не 95, а всего лишь около 50%. Причем это касается огромного временного интервала в 10 миллиардов лет, а для одного миллиарда (который обычно называют при оценке времени до столкновения) шанс еще меньше. Таким образом, человеческая цивилизация имеет огромную временную «фору», в течение которой она сможет придумать, как пережить катаклизм — даже если он произойдет.