Земле и Марсу приготовиться: куда летят обломки, выбитые зондом DART из астероида
Наука

2 сентября 2024 года, 12:29

Ученые продолжают наблюдать за поведением небольшого, 160-метрового астероида Диморф, который около двух лет назад стал объектом «экстремального» эксперимента NASA. В сентябре 2022 года в небесное тело на полной скорости врезался ударный зонд DART, что изменило его форму и орбиту. Кроме того, астрономы зафиксировали образование большого количества обломков. В новом же исследовании авторы попытались смоделировать, как этот мусор будет распространяться по Солнечной системе.

В результате столкновения с космическим аппаратом NASA на поверхности Диморфа образовался кратер, из которого впоследствии было выброшено большое количество частиц. Последствия удара удалось запечатлеть итальянскому кубсату LICIACube для съемки астероидов: в частности, он увидел, как частицы размером в микрон и крупнее выбрасывались со скоростью до 500 метров в секунду.

Между тем телескоп Large Array Survey Telescope (LAST) и космические обсерватории WISE и SWIFT показали, что событие также привело к образованию дополнительных микроскопических частиц, которые перемещались гораздо быстрее, со скоростью 1400-1800 метров в секунду. И теперь команда во главе с ученым Миланского политехнического университета Элоем Пенья-Асенсио и научным сотрудником европейского проекта HERA Майклом Кюпперсом попыталась предсказать дальнейшее перемещение этого космического мусора под гравитацией Диморфа, его «хозяина», более крупного астероида Дидима, а также Солнца, Земли, Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Луны.

Всего исследователи провели два моделирования, каждое из которых подразумевало разную скорость выброса частиц. В основной модели (основу составили наблюдения LICIACube) этот показатель составлял от 1 до 1000 метров в секунду, а во второй (на базе данных WISE и SWIFT), для быстрых выбросов, — от 1 до 2 километров в секунду. При этом обе модели включали три миллиона частиц, которые были разделены на три группы: частицы размером 10 см, частицы размером 0,5 см и частицы размером 30 мм.

Первое моделирование показало, что частицы могут достичь Марса в течение 13 лет с момента, как ударный зонд DART врезался в астероид Диморф, то есть к 2035 году. Они будут обладать начальной скоростью больше 400 метров в секунду. Причем их доля от общего количества выброшенных обломков составит от 0,2% до 37%. Их отправке к Красной планете поспособствует то, что орбита двойной системы Дидимос–Диморфос, обращающейся вокруг Солнца, пересекает орбиту Марса.

Что же касается Земли и ее спутника, то, по мнению ученых, ни одна из этих частиц не достигнет этой системы. Однако во втором моделировании ситуация несколько иная. Согласно ему, быстро движущийся «метеорный поток» может достичь Марса в течение пяти лет, а Земли — через семь лет, в 2029 году. Впрочем, даже в этом случае частицы не вызовут видимого метеорного потока из-за своего незначительного размера.

«В нашем основном моделировании ни одна частица не достигает Земли со скоростью до 1000 метров в секунду. Только частицы, выбрасываемые со скоростью 1500 метров в секунду или выше, достигают Земли, и это происходит исключительно во втором моделировании. Однако если бы эти частицы были немного крупнее <…>, они могли бы достичь Земли и образовать метеорные потоки. Подтвердить это смогут только будущие кампании по наблюдению за метеорами», — подчеркнули исследователи.

В то же время авторы работы выяснили, из какой точки астероида исходит выброс, который смог бы достичь Марса и Земли. Обломки, которые могут вызвать метеоритный дождь на Марсе в 2035 году, были выброшены немного севернее от места образования кратера, а для Земли — из юго-западной области. Ранее стало известно, что зонд DART нарушил равновесие между Дидимом и его спутником-астероидом Дидимом.