Вблизи центра Галактики обнаружили еще одно странное радиокольцо
Наука

Вблизи центра Галактики обнаружили еще одно странное радиокольцо

30 августа 2024 года, 08:49

Поблизости от ядра Млечного Пути команда астрономов во главе с Кристобалем Бордиу вскрыла наличие странного радиокольца — причудливой формы и неожиданно более слабого, чем его аналоги. Природа этих космических структур до сих пор остается полнейшей загадкой, но у ученых есть как минимум одна гипотеза, которую они в ближайшем будущем намерены проверить.

Странные радиокольца или ORC (odd radio circles) — это структуры, неожиданно открытые в ходе недавних широкомасштабных исследований Галактики в радиодиапазоне. Выглядят они как гигантские кольцеобразные (с пустотой в центре) радиоисточники, обладающие довольно низкой поверхностной яркостью. Главная проблема (и одновременно вызов) в том, что их происхождение до сих пор абсолютно необъяснимо.

Между тем, количество их продолжает расти, и только что увеличилось еще на одну «особь». Коллектив, возглавляемый доктором Бордиу (из Обсерватории Катании), обнаружил новое радиокольцо в ультравысокочастотном и L-диапазоне с помощью телескопа MeerKAT. Причем обнаружил не целенаправленно, а, как подчеркнули астрономы, случайно. Структура, обозначенная как J1802–3353, получила и имя собственное — Kýklos (по-гречески «круг»).

Находится Киклос примерно в 6,0 градусах от плоскости Млечного Пути и очень близко к его центру (если смотреть с Земли). Его диаметр составляет около 80 угловых секунд, а толщина — не менее шести. При этом определить истинные габариты структуры пока не удалось — расстояние до нее остается неизвестным.

По своему виду J1802–3353 напоминает другие, открытые ранее радиокольца: почти круглая форма напомнила ученым раковину с пустотой посредине. Однако галактическая широта расположения Киклоса гораздо ниже, чем у всех известных его «собратьев». Кроме того, интенсивность его излучения на частоте 1 ГГц почти на порядок ниже, а спектральный индекс оказался неожиданно плоским (и тоже резко выбивается из средних значений по популяции).

Поэтому открыватели рассматривают и несколько альтернативных гипотез, касающихся происхождения Киклоса. Наиболее вероятной из них они считают следующую: на самом деле J1802–3353 является огромной «оболочкой» вокруг звезды Вольфа-Райе — светила, обладающего зашкаливающе высокими яркостью и температурой. Тем не менее, никакая звезда, подходящая под описание, в центре радиокольца пока не обнаружена. А значит, разгадка его природы потребует новых исследований.