«Хаббл» обнаружил тусклую мини-галактику и наблюдал за образованием звезд в туманности
Наука

29 августа 2024 года, 10:43

Телескоп «Хаббл» добился нового успеха в изучении Местной группы галактик, сфотографировав с рекордным разрешением одну из ближайших спутниц Туманности Андромеды. А чуть ближе к нам — в Малом Магеллановом облаке — в его объектив попала огромная и чрезвычайно яркая область звездообразования, одна из первых, открытых астрономами за пределами Млечного Пути.

Находящаяся в 800 килопарсеках Туманность Андромеды является ближайшей к нам большой спиральной галактикой. По массе и количеству звезд она даже превышает Млечный Путь. Но вокруг нее (как и вокруг любой другой крупной галактики, включая нашу) вертится множество небольших спутников, многие из которых лишь недавно дождались своего открытия. Один из них — сфероидальная галактика Пегас, также известная как Андромеда VI.

Изучая 13 главных спутников Андромеды, «Хаббл» с особым вниманием остановился именно на Пегасе. Он был открыт в 1998 году и за 26 лет изучен пока еще далеко не досконально. Тем не менее, по большинству признаков он является классической эллиптической мини-галактикой, населенной в основном звездами среднего и старшего возраста. Кроме того, астрономы установили, что внутри него содержится весьма небольшое количество газа (остальное, видимо, вытеснил своей гравитацией громадный «сосед») — а значит, яркой вспышки звездообразования ожидать от него не следует.

Его противоположностью является Малое Магелланово облако, где процесс зарождения новых светил буквально бурлит. Одной из ярчайших областей звездообразования в его пределах является NGC 261, обнаруженная 5 сентября 1826 года шотландцем Джеймсом Данлопом.

Розовато-пурпурное облако газообразного водорода, по краям переходящее в насыщенный красный, является одним из самых ярких в окрестностях Млечного Пути, и на протяжении миллионов лет остается домом для множества горячих и активных звезд. Объектом исследования «Хаббла» NGC 261 стала неслучайно: она является выразительнейшим примером того, как эффективно звезды формируются в плотных областях газа и пыли. Кроме водорода там удалось идентифицировать монооксид углерода (CO), также известный, как угарный газ.

Пока что астрономами до конца так и не решен вопрос, как именно формируются карликовые галактики (с «полноразмерными» все несколько более понятно). Не исключено, что это своего рода осколки, которые откалываются от крупных галактик в моменты столкновений. Это не объясняет, однако, почему некоторые из них активно производят новые звезды, а другие кажутся почти погасшими. По всей видимости, грядущие исследования прольют чуть больше света на этот вопрос.