В образцах грунта с обратной стороны Луны обнаружили скрытый магматизм
Наука

В образцах грунта с обратной стороны Луны обнаружили скрытый магматизм

28 августа 2024 года, 14:18

Исследователи из Гонконгского университета нашли признаки магматизма на обратной стороне Луны, изучив место посадки китайской автоматической межпланетной станции (АМС) «Чанъэ-6». В конце июня аппарат успешно доставил на Землю пробы грунта из этой местности. Ученые считают, что они позволят узнать больше о процессах, которые происходят под поверхностью естественного спутника Земли и раскроют новые данные об эволюции небесного тела.

Магматизм – это процесс образования, движения и застывания магмы. В зависимости от места, где происходит это явление, он бывает эффузивным (поверхностным) и интрузивным (глубинным). Исследование, сделанное на основе данных дистанционного зондирования, показало, что магматизм в недрах Луны встречается в разных формах, включая силлы (когда магма раздвигает слои породы), линейные и кольцевые дайки (когда в трещину в породе проникает жидкая магма) и интрузии (при внедрении магмы в породы).

Ученые знали, что в бассейне Южный полюс — Эйткен, где совершил посадку «Чанъэ-6», существует вулканизм, но интрузивная магматическая активность стала для них сюрпризом. Пока непонятно, откуда она взялась, из-за чего предстоящий анализ собранных образцов лунного реголита может стать трудной задачей для исследователей.

Наблюдения согласуются с данными о том, что кора в бассейне Южный полюс — Эйткен имеет среднюю толщину, а значит, расплавленные потоки вполне могли проникнуть внутрь поверхности. В таком случае, вероятно, аппарат собрал плутонические породы – богатые марганцем материалы, которые содержат ключевую информацию о происхождении пород на обратной стороне Луны. Следовательно, образцы позволят найти ответ на ряд фундаментальных вопросов, связанных с образованием вторичной коры, а также раскроют детали ранней эволюцией Луны. В частности, ученые надеются узнать, в результате каких процессов сформировались материалы поверхности естественного спутника Земли и в какой период времени.

«Чанъэ-6» – вторая китайская автоматическая станция, которая доставила на Землю образцы лунного грунта. Она была запущена 3 мая этого года с помощью трехступенчатой ракеты-носителя «Чанчжэн-5» с космодрома Вэньчан на острове Хайнань. Спустя почти месяц – 2 июня – аппарат успешно совершил посадку на невидимую с Земли сторону Луны. Следующие два дня зонд потратил на сбор образцов и 4 июня покинул естественный спутник Земли. Координировать процесс выведения помог запущенный в апреле спутник-ретранслятор «Цзюэцяо-2». На окололунной орбите взлетный модуль перегрузил образцы реголита на орбитальный, после чего «Чанъэ-6» направился в сторону нашей планеты.

Возвращаемый модуль китайской автоматической межпланетной станции «Чанъэ-6» с 1,93 кг образцов лунного грунта приземлился во Внутренней Монголии на севере КНР 25 июня. Таким образом, Китай стал первым государством, успешно доставившим пробы реголита с обратной стороны Луны. Предыдущая АМС «Чанъэ-5», запущенная в 2020 году, доставила на Землю около 1,73 кг грунта с ближней стороны Луны. Исследование собранных проб продолжается до сих пор. Так, в конце июля китайские ученые впервые обнаружили в этих образцах молекулы воды.