«Хаббл» запечатлел процесс звездообразования в спиральной галактике
Большой взрыв

«Хаббл» запечатлел процесс звездообразования в спиральной галактике

22 августа 2024 года, 13:28

«Хаббл», который до сих пор, несмотря на поломки гироскопов, активно вглядывается вглубь Вселенной, сделал новый широкоформатный снимок яркой и достаточно необычной галактики Треугольника, также известной как Мессье 33. Тем самым подтвердив за ней звание одной из самых продуктивных «звездных фабрик» в Местной группе.

Галактика, находящаяся в центре созвездия Треугольник (от которого и происходит одно из ее названий), является одним из самых далеких объектов в звездном небе, который можно увидеть с Земли невооруженным взглядом. Расстояние до нее составляет больше 2 миллионов световых лет или 850 килопарсек, а находящиеся в ней области ионизированного водорода по яркости и размерам уступают лишь находящейся в Большом Магеллановом Облаке Туманности Тарантул.

Эта третья по величине галактика в Местной группе чем-то напоминает Млечный Путь, но имеет два существенных отличия. Прежде всего, количество звезд — их в ней меньше примерно в 5-10 раз (разброс возникает из-за невозможности точно подсчитать звезды в нашей галактике). И самое интересное: в центре Мессье 33 отсутствует сверхмассивная черная дыра. То есть, она принадлежит к так называемым «галактикам чистого диска». Возможно, именно это необычное обстоятельство объясняет тот факт, что в галактике до сих пор кипит активнейшее звездообразование.

Его скорость в среднем в десять раз выше, чем в соседней Туманности Андромеды. Это тем более удивительно, что что она мало взаимодействует с другими галактиками, а значит, звездообразование нельзя объяснить чьим-то посторонним влиянием. Именно те области, где данный процесс протекает активнее всего, и стали главной мишенью «Хаббла».

Множество красноватых облаков ионизированного водорода, среди которых виднеются темные полосы пыли — это и есть источники топлива для будущих светил. Судя по всему, массивные звезды образуются внутри Треугольника именно в результате столкновений крупных молекулярных облаков. Такой сценарий в очередной раз подтверждают наблюдения космического телескопа.

Изображение на самом деле не зернистое (хотя таковым кажется). Каждый выделяющийся пиксель — это часть скопления бесчисленных звезд, которые непрерывно зарождаются целыми гроздьями. Лишь около ста галактик находятся к нам так близко, чтобы «Хаббл» мог разглядеть в них отдельные светила, и Треугольник — одна из них. И, возможно, единственная крупная галактика чистого диска поблизости от нас. Во Вселенной таких, как она, не более 15-18 процентов.