Майская магнитная буря вызвала глобальные перемены в атмосфере Земли
Наука

Майская магнитная буря вызвала глобальные перемены в атмосфере Земли

19 августа 2024 года, 12:41

Последствия магнитной бури, обрушившейся на Землю в мае этого года, оказались гораздо серьезнее, чем предполагали ученые: команда физиков из Технологического университета Виргинии нашла свидетельства того, что это событие вызвало глобальные перестроения в структуре атмосферы Земли. Подобные аномалии не наблюдались еще ни разу за всю историю изучения солнечных катаклизмов.

Магнитной буре, разыгравшейся между 10 и 12 мая, трудно было остаться незамеченной: яркие полярные сияния в момент ее кульминации наблюдались даже в тропиках. Стартовав в ночь после Дня Победы после целой серии их Х и М-вспышек на Солнце, уже через сутки она достигла уровня G5. В последний раз подобное наблюдалось в августе 2005 года. В отличие от людей, которым буря не нанесла никакого вреда, многие электронные приборы (в том числе спутники Starlink) ее не пережили.

Тем не менее, казалось, что шторм, отгремев, исчез без следа. Но данные, собранные космическим зондом GOLD и изучаемые на протяжении трех месяцев, убедительно показывают, что это не так: одновременно с полярными сияниями, спустившимися в умеренные и тропические пояса, в полярных широтах произошел интенсивный прогрев всех слоев атмосферы. Это заставило горячие потоки воздуха огромными волнами двинуться в сторону экватора.

Ничего подобного не наблюдалось еще 9 мая, но затем состав, плотность и поведение термосферы Земли (80-700 км от ее поверхности) начали стремительно меняться. Это было вызвано проникновением в район полюсов большого количества заряженных частиц, пригнанных солнечным ветром.

Результатом стал почти моментальный нагрев верхних слоев атмосферы на сотни градусов. В приполярных регионах на высоте в 160 километров была зафиксирована температура в 1 400 (!) градусов по Кельвину. Такой экстремальный прогрев, судя по всему, вызвал не краткосрочный эффект, а глобальную перестройку всей атмосферы, расползающуюся от полюсов к экватору. В частности, произошел сдвиг в соотношении азота и кислорода в термосфере, а движение частиц низких энергий было охвачено аномалиями, которые вообще не имели прецедентов в истории наблюдений.

Ключевая вещь, которую пока что не могут установить ученые — это то, насколько подобные последствия типичны для мощных магнитных бурь. В 2005 году на орбите еще не было зондов типа GOLD (запущенного лишь в 2018 году) и влияние солнечных катаклизмов на атмосферу вообще серьезно недооценивалось. Но планетологи надеются, что текущий пик 11-летнего цикла нашей звезды в ближайшем будущем инициирует новые подобные события и позволит закрыть это неожиданно появившееся белое пятно.