Более 300 астероидов имеют скрытые спутники
Наука

Более 300 астероидов имеют скрытые спутники

9 августа 2024 года, 10:10

Благодаря космической обсерватории «Гайа» количество известных двойных астероидов в нашей Солнечной системе может удвоиться. Высокоточный инструмент, который уже картографировал миллионы звезд в Млечном Пути, обнаружил больше трех с половиной сотен кандидатов в самые незаметные (но оттого не менее значимые) объекты на орбите Солнца.

На сегодняшний день число описанных астероидов перевалило за полмиллиона. Но лишь одна тысячная из них — около 500 штук — имеет на собственной орбите компаньонов. Одна из таких мини-систем — астероид (65803) Дидим, в спутник которого под названием Диморф не так давно врезался экспериментальный зонд НАСА DART. Число 500 астрономы уже привыкли считать окончательным, полагая, что новых массовых открытий в этой области уже не случится. Но тут подоспела «Гайа».

Обсерватория, запущенная Европейским космическим агентством с целью изучения распределения темной материи и звезд в нашей галактике, была перенацелена на более миниатюрные, но менее удаленные объекты. И в ходе «слепого поиска» буквально с ходу открыла 352 новых кандидата в спутники небольших астероидов — несмотря на то, что это чуть ли не самые сложные для обнаружения тела в Солнечной системе.

«Двойные астероиды чрезвычайно трудно заметить, ведь они в основном крайне малы и удалены от нас. Но это открытие показывает, что вокруг множество спутников астероидов, которые только и ждут, чтобы их нашли», — поделилась руководитель исследования, астрофизик Луана Либерато.

Многие из астероидов-компаньонов слишком малы, чтобы с орбиты Земли можно было заметить отраженный от них свет. А значит, единственный способ вычислить их — это отследить крошечные колебания, которым подвергается под действием их исчезающе малой гравитации астероид-хозяин. Отклонения могут составлять буквально считанные метры, которые необходимо уловить на расстоянии в сотни миллионов км. Но «Гайа» справилась с задачей, наглядно демонстрируя точность и мощь новейших земных технологий.

Большинство астероидов — ровесники Земли, сформировавшиеся на заре Солнечной системы, но по каким-то причинам не ставшие частью планет. Это значит, что по ним можно восстановить детали древнейшего прошлого нашего галактического «дома». Поэтому новое открытие имеет колоссальную важность не только для науки о космосе, но и для изучения нашей родной планеты. А ЕКА обещает, что четвертый выпуск данных обсерватории «Гайа», DR4, запланированный на середину 2026 года, будет содержать еще больше данных об орбитах астероидов.