Темная энергия ни при чем: новая гипотеза объяснила ускоренное расширение Вселенной
Наука

5 августа 2024 года, 10:34

Физик Наман Кумар продолжает попытки объяснить ускоренное расширение Вселенной без привлечения темной энергии. Если в своей предыдущей статье он обосновывал существование «антивселенной», то в новой работе высказал предположение, что наш мир — трехмерный объект, погруженный в объем более высокого измерения. Именно оно, по версии ученого, и «растягивает» нашу Вселенную.

В отличие от темной материи, относительно природы которой есть ворох самых разнообразных гипотез и которую физики научились «видеть» по косвенным признакам, темная энергия — совершенно загадочное явление. Единственным фактом, который хоть как-то указывает на ее существование, является расширение Вселенной с постоянным ускорением. Ничего удивительного, что некоторые физики пытаются избежать внедрения этого экзотического феномена и объяснить наблюдаемые факты каким-то другим способом. Хотя нередко — еще более экзотическим.

Среди них — Наман Кумар, выкладки которого последовательно отстаивают идею о том, что темная энергия «не нужна». Он подмечает, что натяжек в ее современном понимании много: почему соответствующая ей космологическая постоянная (введенная некогда самим Эйнштейном) настолько мала, какова природа ее отрицательного давления и почему при расширении Вселенной сама темная энергия не рассеивается. Все эти вопросы вызывают у физиков дискомфорт, но Кумар предложил путь, который позволит его снять: в его новой модели Вселенная — лишь брана, которую неудержимо растягивают неизвестные нам измерения.

Брана, согласно Теории струн, — это гипотетический объект, имеющий меньшую размерность, чем окружающий его мир (к примеру, 0-брана это точка, а 2-брана — плоскость). Каждая брана имеет некоторое постоянное напряжение, влияющее на ее динамику. Чтобы представить нашу Вселенную в качестве 3-браны, Кумару, по его словам, потребовались лишь два простых действия.

«Я использовал модель браны с переменным напряжением, а также одновременно преобразовал 4D-ньютоновскую постоянную G в скалярное поле, сохранив фиксированной 5D-ньютоновскую постоянную, исходящую из объема. <...> Это привело к динамике, которая имитирует стандартное уравнение Фридмана, но теперь скалярное поле G эффективно играет роль полей материи в нашей вселенной, в то время как материя эффективно играет роль темной энергии», — пояснил физик.

Другими словами, темная энергия может быть лишь результатом взаимодействия двух более многомерных, чем наша Вселенная, полей. В этом, как подчеркивает ученый, нет ничего невозможного: некоторые теории гравитации (вроде теории Бранса-Дике) тоже рассматривают гравитационную постоянную, как скалярное поле.

Главным плюсом своей гипотезы Кумар считает то, что она не нарушает ОТО и СТО, одновременно избавляя космологию от ненужных построений и давая реалистичное объяснение гравитации. «Моя интуиция и опыт подсказывают, что природа предпочитает красоту, простоту и симметрию, а модифицированные теории гравитации просто не соответствуют этим критериям», — заявил Кумар. Отметив, впрочем, что наблюдения, которые могут подтвердить или опровергнуть его выкладки, станут возможными лишь после определенного научного прогресса.