Астрономы обнаружили в далеких галактиках признаки существования неизвестной частицы
Наука

30 июля 2024 года, 14:37

Космос продолжает подкидывать земным исследователям неожиданные сюрпризы даже в тех местах, которые, казалось бы, давно изучены. Изучая распределение нейтрального водорода во Вселенной, астрофизики обнаружили признаки новой, никогда ранее не попадавшейся ученым частицы. Возможно, именно она во многом определяет процессы, протекающие в отдаленных областях Вселенной, и служит ключом к тайне темной материи. Открытие настолько поразило самих ученых, что они решили о нем не сообщать, пока не будет проведена дополнительная проверка.

Лес Лайман-Альфа — это эффект, вызываемый рассеянными по Вселенной облаками нейтрального водорода, которые на разных красных смещениях многократно блокируют один и тот же спектр излучения. Благодаря ему можно оценить распределение космического газа на огромную глубину — практически до самых краев сферы Хаббла. При оценке распределения прочей материи (в том числе темной) он может оказаться не менее полезен. Но новая компьютерная симуляция принесла то, на что ученые определенно не рассчитывали.

Множество графиков распределения длин волн, которые достаточно рутинно анализировали астрофизики, внезапно объединила одна общая деталь: резкое падение «света» на конкретном (и очень узком) участке спектра. Но кому принадлежит этот характерный отпечаток?

Попытки связать его с известными элементами потерпели неудачу. Загадочная «тень» не могла быть отброшена ни одним из известных элементов. Глава научной группы предупредил, что у него с коллегами есть определенные сомнения, не дающие с уверенностью заявить об открытии, и подобное исследование желательно было бы повторить. Но если ошибок нет, то наиболее вероятно, что ученые наткнулись на след новой, доселе неизвестной частицы. Характеристики которой ученые как раз пытаются восстановить.

Эта частица потенциально могла бы стать ключом к решению многих астрономических загадок или «напряжений». Например: почему в области с низким красным смещением так мало галактик, в сравнении с остальной Вселенной? Раньше ученые связывали это с влиянием черных дыр, но не могли до конца правдоподобно объяснить данный эффект.

Возможно, новая частица, в случае подтверждения своего существования, могла бы «подменить» черные дыры и помочь выстроить адекватную реальности концепцию. Кроме того, спектральные линии водорода систематически используются для поисков темной материи в качестве своего рода «индикатора». Новый физический эффект (переносчика которого, не исключено, только что заметили астрономы), мог бы сузить возможное пространство для ее поисков и стать надежным маркером. Но, чтобы с уверенностью сказать, так это или нет, необходимо дождаться повторного эксперимента.