Астрономы обнаружили «зомби-галактику», ожившую спустя 20 миллионов лет
Большой взрыв

Астрономы обнаружили «зомби-галактику», ожившую спустя 20 миллионов лет

22 июля 2024 года, 12:33

Иногда то, что удается найти в недрах Вселенной, поражает воображение даже ученых. Так, телескоп «Уэбб» выхватил своим инфракрасным зрением далекую галактику, которая буквально «восстала из мертвых», снова начав производить новые звезды. За всю историю астрономии подобное наблюдается в первый раз, и свидетели «воскрешения» уже ломают головы над тем, что могло стать его причиной.

«Смерть» для галактики означает, разумеется, не ее уничтожение, а прекращение образования внутри нее новых звезд. Оставшиеся светила медленно стареют, взрываются и гаснут, за миллиарды лет превращая галактику в бледную тень самой себя. До сих пор считалось, что этот процесс необратим, и его можно замедлить или отложить, но не повернуть вспять. Однако находящаяся в ранней Вселенной A2744-YD4 не оставляет от этого взгляда камня на камне.

Астрономы во главе с Гвидо Робертсом-Борсани из Женевского университета направили на данную сравнительно молодую галактику (всего 650 миллионов лет после Большого взрыва) самый мощный из существующих инфракрасных космических телескопов. И внезапно выяснили, что наблюдают за своего рода древним зомби.

Наблюдения со всей отчетливостью показали, что в истории этой галактики был период активной «юности» продолжительностью примерно 100 миллионов лет, который оставил после себя множество старых звезд. А затем на более, чем 20 миллионов лет наступили «темные века», в ходе которых звездообразование полностью прекратилось.

Обычно это и означает смерть галактики. Но в данном случае она оказалась не абсолютной, а «клинической»: в настоящее время A2744-YD4 снова активно продуцирует звезды. Ранее ничего подобного ученым увидеть не удавалось, лишь некоторые из них предполагали, что в теории такое возможно. Как — до сих пор вопрос.

Какие-то члены исследовательской команды полагают, что причина в столкновениях с другими галактиками. При таком событии высвобождается огромное количество энергии, которое в совокупности с громадными объемами свободного газа может заново разжечь звездообразование. Или, возможно, дело в сверхновых, которые могли своими взрывами перезапустить циркуляцию газа из галактики и внутрь ее.

Ученые теперь попробуют выяснить, случалось ли нечто подобное где-нибудь еще в космосе. А также использовать новоприобретенное знание в анализе других галактик, внешний вид и поведение которых раньше казались весьма странными. Одно ясно: этот космический «оживший мертвец», несомненно, станет одним из излюбленных объектов изучения для целого поколения астрофизиков.