Реликт ранней Вселенной: вблизи центра Млечного Пути нашли редкую черную дыру
Наука

Реликт ранней Вселенной: вблизи центра Млечного Пути нашли редкую черную дыру

19 июля 2024 года, 12:11

Черные дыры средней массы постепенно перемещаются из категории «призрачных» или «неуловимых» в разряд «изучаемых» космических объектов. По косвенным признакам установлено вероятное существование около десятка таких черных дыр, а сейчас астрофизики, похоже, обнаружили еще одну — в непосредственной близости от Стрельца А*. Возможно, сверхмассивная черная дыра в центре нашей галактики сама миллиарды лет назад выросла именно из подобного «ростка».

Среднемассивные черные дыры долгое время были отсутствующим звеном между своими «звездными» собратьями и гигантами массой в миллиарды солнц. Лишь в последнее время их стали понемногу открывать, «закрашивая» это огромное белое пятно. Астрофизики предполагают, что это реликты ранней Вселенной, образовавшиеся вскоре после Большого взрыва и дожившие до наших дней, в то время как их более удачливые «коллеги» превратились в сверхмассивные чудовища в центрах галактик.

На центр Млечного Пути и нацелила телескоп международная команда ученых во главе с доктором Флорианом Пейскером, исследуя скопление звезд в непосредственной близости от Стрельца A*. И именно там она неожиданно обнаружила явные признаки присутствия другой черной дыры — средней массы.

Конкретное местоположение этого гигантского объекта — испаряющееся массивное звездное скопление IRS 13, расположенное на расстоянии меньше 0,1 светового года от центра Галактики (то есть всего в 20 раз больше диаметра Солнечной системы). Внимание ученых привлекло подозрительно упорядоченное движение звезд в этом скоплении, которое явно указывало на наличие чьего-то мощного гравитационного влияния.

Исследователи сразу же предположили, что дело в самом Стрельце А*, но с получением новых фактов гораздо более правдоподобным стало казаться наличие массивного объекта посреди скопления. Наблюдения с помощью Очень большого телескопа, а также телескопов ALMA и «Чандра» вместе дали прекрасную в своей детальности картину, убедительно показав: в центре IRS 13 вполне может находиться редкая среднемассивная черная дыра.

Более того, астрономы практически смогли «увидеть» эту дыру, наблюдая крайне характерные рентгеновские лучи и ионизированный газ, вращающийся со скоростью нескольких сот км/с вокруг ее предполагаемого центра. А необычайная плотность скопления (больше любого другого в Млечном Пути), необъяснимая без массивного объекта внутри, разрушает последние сомнения.

Таким образом, рядом со сверхмассивной черной дырой в сердце нашей Галактики, по всей видимости, существует ее столь же древняя, но менее крупная «сестра», закручивающая вокруг себя звезды в упорядоченном вихре. Если к наблюдениям, как планируют исследователи, удастся подключить телескоп «Уэбб» (а после завершения строительства — и Чрезвычайно большой телескоп), практически неминуемо будут открыты новые, не менее интригующие детали этого явления.