Необъяснимо, но факт: Curiosity обнаружил на Марсе камни из чистой серы
Наука

Необъяснимо, но факт: Curiosity обнаружил на Марсе камни из чистой серы

19 июля 2024 года, 12:44

Не всегда удивительные открытия заранее запланированы — скорее, даже наоборот, что буквально несколько недель назад подтвердил заслуженный ветеран исследований Марса, ровер Curiosity, который обнаружил нечто уникальное, просто расколов один из невзрачных марсианских булыжников. А именно: кристаллы чистейшей, практически земного вида серы, которые во многом переворачивают представления о химии Красной планеты.

Марсоход Curiosity находится на четвертой планете от Солнца уже дюжину лет, и за это время открыл немало интересного. В октябре прошлого года он приступил к исследованиям особой области Марса — окрестностям канала Гедиз-Валлис, богатым разнообразными сульфатами. Но, несмотря на обилие серы в различных соединениях, ученые никак не ожидали найти здесь чистые кристаллы этого элемента — ведь они образуются при испарении воды, которой нет в этой местности уже миллионы лет.

Тем не менее 30 мая один из камней, на который марсоход наехал своим колесом, внезапно раскололся. И внутри него операторы увидели нечто, казавшееся невозможным для Красной планеты: чистые, желтые кристаллы серы. Это стало лишь прелюдией к настоящему шоку — открытию целого поля, где россыпью лежат точно такие же камни.

Согласно признаниям планетологов НАСА, только открытие оазиса в марсианской пустыне могло бы быть более захватывающим, чем россыпи самородной серы, ведь их обоих там быть просто не должно. Тем не менее раз факт есть — его нужно как-то объяснять. Судя по всему, неслучайно поле желтых камней оказалось именно возле обозначенного канала: ученые предполагают, что он был образован многие миллионы лет назад потоками жидкой воды и разнообразного мусора, стекавших с вершины пятикилометровой горы Шарп.

Вероятно, именно в это время и образовалась россыпь самородной серы. Тем более что камни в этой долине имеют разную форму: некоторые из них сферические, явно отшлифованные водой, а другие угловатые — скорее всего, скатившиеся вниз вместе с сухой лавиной. В течение миллионов лет вода могла пропитать все имеющиеся здесь породы, вызвав ряд химических реакций. В том числе приведших к появлению белого «налета» на некоторых камнях. Но все это плохо объясняет, как чистая сера могла просуществовать в целости на агрессивной поверхности Красной планеты.

«Это был очень неспокойный период на Марсе. Здесь наблюдалась захватывающая активность: мы наблюдаем за многочисленными потоками, сбегавшими когда-то вниз по каналу, включая наводнения и обвалы, богатые валунами», — поделилась планетолог из Аризоны Бекки Уильямс.

Судя по данному открытию, история Марса вообще и этой местности в частности была гораздо более сложной и насыщенной, чем привыкли считать даже самые смелые из планетологов. Чтобы изучать их дальше, Curiosity взял пробу из находящейся неподалеку большой скалы под названием «Мамонтовые озера» (сера сама по себе слишком хрупкая для манипуляторов). Это случилось 18 июня, после чего марсоход устремился вдоль подножия горы Шарп к новым открытиям.