Разгорятся быстрее, чем на МКС: пожары угрожают дальним полетам в космос
Наука

Разгорятся быстрее, чем на МКС: пожары угрожают дальним полетам в космос

17 июля 2024 года, 12:40

Люди пока еще не отправлялись в по-настоящему дальние космические полеты (например, межпланетные), но это не мешает агентствам активно готовиться к их проведению, пытаясь предусмотреть и устранить все возможные опасности, которые временами «подкрадываются» с весьма неожиданного угла. Так, новое исследование показало, что для будущих экспедиций фактором повышенного риска внезапно станут пожары — гораздо более опасные, динамичные и смертоносные, чем на МКС.

Международная космическая станция находится в космосе уже третий десяток лет, и за это время на ней не было ни одной серьезной аварии. Любое возгорание удавалось устранить в зародыше (в ходе чего были отработаны соответствующие процедуры безопасности). Но сработает ли это во время длительной экспедиции, к примеру, к Марсу? Ученые из Бременского университета считают, что нет.

Исследовательская группа Центра прикладных космических технологий и микрогравитации (ZARM) еще с 2016 года проводит эксперименты по распространению пожаров в условиях микрогравитации, моделируя условия на МКС. Пламя в космосе ведет себя не так, как на Земле, и в этом кроется главная опасность.

Огонь в невесомости гораздо незаметнее, чем на поверхности планеты, и распространяется медленно — благодаря чему долгое время может оставаться незамеченным. Но температура горения оказывается больше, поэтому даже материалы, к «негорючести» которых мы привыкли, могут там внезапно вспыхнуть, выделяя, кроме жара, еще и токсический дым. Все это делает противопожарную безопасность на МКС крайне ответственным и жизненно необходимым занятием. Но на космическом корабле все может быть еще хуже.

Причина в том, что условия в межпланетных перелетах будут отличаться от пребывания на орбите Земли. И главным фактором станет уменьшение давления воздуха, которого конструкторы планируют добиться в будущих аппаратах (в том числе в целях экономии топлива). Немецкие исследователи установили, что это обстоятельство может вызвать скачкообразный рост скорости распространения пожара. Что, в сочетании с его характеристиками, может очень быстро привести к смертельной катастрофе.

Доктор Флориан Мейер и его команда в лабораторных условиях наблюдали за тем, как ведет себя пламя после поджигания фольги из акрилового стекла. Результат оказался настораживающим: большее количество кислорода (которое необходимо для дыхания при пониженном давлении) увеличивает скорость распространения пламени в три раза.

Таким образом, риск смертельного исхода при малейшем возгорании возрастет многократно. А спастись из корабля, находящегося в миллионах километров от Земли, попросту некуда, да и времени на принятие решения и противопожарные действия у космонавтов практически не будет. Исследователи надеются, что этот факт не приведет к отказу от самой идеи межпланетных перелетов, но заставит космические агентства с огромной ответственностью подойти к обеспечению безопасности первых землян, которые рискнут покинуть третью планету от Солнца.