«Уэбб» сфотографировал космического «пингвина с яйцом»
Большой взрыв

«Уэбб» сфотографировал космического «пингвина с яйцом»

15 июля 2024 года, 13:03

Космический телескоп «Джеймс Уэбб» 12 июля отпраздновал два года работы в космическом пространстве. В честь годовщины ученые NASA опубликовали новое изображение, сделанное обсерваторией в ближнем и среднем инфракрасном диапазонах. На нем – две сливающиеся галактики Arp 142, по форме напоминающие пингвина с яйцом.

«Уэбб» способен улавливать инфракрасный свет, который люди не способны видеть собственными глазами. Это позволяет ученым наблюдать и изучать такие галактики, как Arp 142. Это общее название для NGC 2936, напоминающей пингвина и NGC 2937 в форме яйца. Они расположены в созвездии Гидра на расстоянии 326 млн световых лет от Земли. Взаимодействие двух объектов началось в период между 25 и 75 млн лет назад, и они продолжат постепенно сливаться в единую галактику в течение следующих сотен миллионов лет.

До первого сближения NGC 2936 имела форму спирали. Сегодня же ее галактический центр сияет, напоминая глаз, а бывшие рукава теперь образуют то, что походит на клюв, голову, позвоночник и хвост пингвина. Как и все галактики такого типа, она по-прежнему очень богата газом и пылью. В ней продолжают формироваться звезды, окруженные дымообразным веществом из углеродсодержащих молекул – то, что на изображениях «Уэбба» отображается в розовом и фиолетовом цвете. Пыль, которую «Уэбб» видит в виде более тусклых, насыщенных оранжевых дуг, поднимается от «клюва» к «хвосту».

В то же время форма «яйца» NGC 2937 за миллионы лет практически не изменилась. Это эллиптическая галактика, наполненная стареющими звездами. В ней намного меньше газа и пыли, поэтому процесс звездообразования замедлился. Если бы обе галактики были спиральными, в результате первого сближения обе из них претерпели бы изменения. В частности, при взаимодействии сформировались бы новые звезды и приливные хвосты – тонкие, вытянутые области из звезд и газа. Еще одна причина, по которой «яйцо» сохранило свой первоначальный вид, может быть в том, что галактики примерно одинаковой массы, из-за чего эллиптическая галактика, несмотря на меньший размер, не была поглощена или искажена «пингвином».

По подсчетам астрофизиков, две галактики находятся на расстоянии около 100 000 световых лет друг от друга, что довольно близко по астрономическим меркам. Для сравнения, Млечный Путь и его ближайшая соседка Андромеда находятся на расстоянии около 2,5 млн световых лет друг от друга. Ожидается, что они сольются, но произойдет это не раньше, чем через 4 млрд лет.

Помимо двух рассматриваемых объектов, на фоне можно заметить другие далекие галактики. Некоторые из них – спиральные или овальные, например, те, которые находятся возле «хвоста» пингвина, а другие присутствуют на изображении в виде бесформенных точек. Как отмечают в NASA, это говорит о высокой чувствительности и разрешении инфракрасных приборов «Уэбба». Несмотря на то, что наблюдения заняли всего несколько часов, телескопу удалось разглядеть гораздо больше удаленных галактик, чем его предшественникам. «Всего за два года «Уэбб» изменил наши представления о Вселенной, обеспечив развитие мировой науки. <…> Никогда еще не было так много возможностей исследовать каждую грань Вселенной», – резюмировал директор отдела астрофизики в Вашингтонской штаб-квартире NASA Марк Клэмпин.