Астрономы разработали симулятор для проверки существования экзопланет
Большой взрыв

Астрономы разработали симулятор для проверки существования экзопланет

28 июня 2024 года, 13:51

Простейшим способом найти экзопланету является метод транзита, который заключается в том, чтобы «поймать» ее в момент прохождения перед звездой. Желательно — несколько раз подряд. Но, несмотря на точность телескопов, некоторые планеты после многих лет исследований внезапно оказываются никогда не существовавшими. Команда астрономов предложила простой и радикальный способ решить проблему: создав симуляцию, позволяющую сразу же после фиксации мира оценить то, насколько он реален.

Главное ограничение транзитного метода понятно: планета должна вращаться точно в плоскости, пересекающей линию между своей звездой и нами. Но даже в этом случае не все так просто: о проходе планеты перед светилом астрономы судят по незначительному снижению его яркости. Но она может упасть по сотне совершенно независимых причин — что делает грань между обнаружением новой планеты и повторяющейся ошибкой наблюдений чрезвычайно тонкой.

Сколько из примерно 5 000 открытых на сегодняшний день экзопланет реально существуют? Скорее всего, большая часть, но конкретного числа не назовет никто. По крайней мере, пока все они не будут подвергнуты строгому испытанию на достоверность, методы которого предложили двое индийских ученых.

Дуэт исследователей разработал специальный симулятор транзита, способный генерировать кривые блеска для произвольно заданных параметров звезды и её планет. Теперь астрофизики могут предсказать поведение звезды, какой бы объект — даже самых экзотических размеров и формы — не прошел перед ней.

Таким образом, теперь ученые имеют отличный инструмент, чтобы соотнести теоретические модели с практикой. Подтверждая работоспособность симуляции, индусы провели с её помощью анализ многократно проверенных экзопланет — таких, как в потенциально обитаемой системе TRAPPIST-1. И предсказанная кривая блеска практически идеально легла на фактически наблюдаемую.

Другими словами, астрономы теперь могут легко отсекать недостоверные планеты еще на этапе обнаружения — что выведет поиск пригодных для существования жизни миров за пределами Солнечной системы на новый уровень эффективности. Если планета не будет вписываться ни в одну адекватную кривую — значит, она является артефактом и не должна будет отнимать время у других, более нужных исследований.