Индия в третий раз успешно посадила многоразовый аппарат «Пушпак»
Индия провела третье и последнее испытание по посадке прототипа многоразового носителя RLV LEX-03. Эксперимент прошел по тому же сценарию, как и в предыдущие две попытки, однако в более сложных условиях — поперечная дальность спуска демонстратора на этот раз составила 500 метров, кроме того, посадка происходила при сильном ветре.
Последнее испытание прототипа многоразового крылатого средства выведения для проверки посадочных свойств RLV LEX (Reusable Launch Vehicle Landing EXperiment), получившего название «Пушпак», прошло в минувшее воскресенье, 23 июня. Оно проводилось на Авиационном испытательном полигоне в Читрадурге (штат Карнатака), расположенном в 220 километрах от Бангалора. Аппарат был сброшен с вертолета «Чинук» индийских ВВС на высоте 4,5 километра и в 4,5 километрах от взлетно-посадочной полосы (ВПП).
«Пушпак» сначала падал вертикально, потом перешел на планирование со снижением, для точной горизонтальной посадки выполнил маневр по коррекции дальности полета (сместился в поперечном направлении от трассы снижения на 500 метров против 150 метров у LEX-02) и приблизился к ВПП. Посадка RLV-LEX-03, несмотря на сильный ветер, прошла успешно, констатировали в Индийской организации космических исследований (ISRO).
Отмечается, что скорость крылатого аппарата при посадке составила 320 км/ч (по сравнению с 260 км/ч для коммерческого авиалайнера и 280 км/ч для обычного истребителя), а после приземления снизилась до 100 км/ч благодаря тормозному парашюту. Для окончательной остановки аппарата задействовались тормоза шасси. «В ходе этого полета имитировалось взаимодействие при заходе на посадку и условия посадки на высокой скорости для аппарата, возвращающегося из космоса. Это подтвердит опыт ISRO в приобретении наиболее важных технологий, необходимых для разработки многоразовых средств выведения», — добавили в ISRO.
Помимо этого, был проверен усовершенствованный алгоритм наведения, который позволяет корректировать ошибки в продольной и поперечной плоскостях — по словам специалистов, это имеет большое значение для будущего возвращения аппарата с орбиты. «RLV-LEX использует информацию от бортовой сети датчиков, включая инерциальный сенсор, радиолокационный высотомер, систему сбора воздушных данных, квазиоптимальную систему спутниковой навигации и сигналы от национальной навигационной системы NavIC», — подчеркнули в организации.
RLV-LEX-03 был создан на основе RLV-LEX-02, задействованного во втором испытании в марте 2024 года, — для повышения управляемости и улучшения посадочных возможностей будущего многоразового аппарата. В то же время фюзеляж и система управления полетом у RLV-LEX-03 остались такими же — это демонстрирует возможность повторного использования аппаратов данной серии. «Достигнув целей с RLV LEX, Индия приступает к созданию орбитального многоразового космоплана RLV-ORV», — говорится в сообщении агентства.
Первый тестовый запуск индийского крылатого демонстратора RLV прошел в мае 2016 года. Впервые ISRO удалось благополучно посадить аппарат 2 апреля 2023 года, а второе аналогичное испытание состоялось 22 марта 2024 года. RLV LEX представляет собой прототип будущего многоразовой крылатой ступени ракеты-носителя, и его основная задача — отработать технологию посадки. Внешне RLV LEX напоминает американские «шаттлы» или советский «Буран».